Золотая осень является частью собрания Государственной Третьяковской галереи
Картина «Золотая осень» написана Исааком Левитаном в 1895 году. В 1896 году картина экспонировалась на 24-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая проходила в Петербурге, а затем в Москве. В том же году она была куплена Павлом Третьяковым за 700 рублей и с тех пор находится в Третьяковской галерее.
Художник написал десятки пейзажей, но самый известный — «Золотая осень». Он очень любил писать это время года, для которого обычно выбирал нежные мягкие тона. На этой же картине — яркие, мажорные цвета. Пейзаж написан в энергичной, экспрессивной манере. В нём ощущается влияние импрессионизма. Многие детали написаны условно, объёмными и рельефными мазками (берёзовая листва). Считается, что на картине изображена река Съежа, протекающая рядом с Островно.
«Золотую осень» относят к «мажорной серии» картин Левитана. В данную серию также входят «Март», «Свежий ветер. Волга», «Весна. Большая вода» и другие полотна.
В целом, «Золотая осень» яркая, солнечная, радостная картина. Вместо типичной для Исаака Левитана грусти и меланхолии здесь ощущается лишь легкая тоска по прошедшему лету. Скорее всего, в этом пейзаже отразились приподнятые романтические чувства автора. Известно, что перед началом работы над пейзажем у него был роман с Анной Турчаниновой, с которой познакомился летом 1894 года в Островно.
Две осени
Владельцем усадьбы Горка Тверской губернии, где работал Левитан, был супруг Анны, тайный советник Иван Николаевич Турчанинов, сенатор и помощник градоначальника Санкт-Петербурга. Специально для живописца на территории имения построили двухэтажный дом-мастерская, который в шутку называли синагогой. Наброски и эскизы для картины делались с натуры. Свой знаменитый пейзаж автор завершил зимой, после возвращения в Москву.
Надо заметить, что Левитану никогда не нравилось, что его картина фигурирует в каталогах под названием «Осень». Он настаивал на названии «Золотая осень». Просто «Осень» казалось ему грубым и неподходящим названием.
Любопытно, что Исаак Левитан написал еще одну картину под названием «Золотая осень». Она была завершена в 1896 году и также находится в Государственной Третьяковской галерее. Эта картина примерно в два раза меньше свой знаменитой тёзки. По иронии судьбы, история запомнила первый вариант полотна и вторую версию названия.
«Золотую осень» чуть не уничтожили в Харькове
Вместе с девятью другими произведениями Левитана, картина «Золотая осень» экспонировалась на 24-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, открывшейся в феврале 1896 года в Санкт-Петербурге, а в марте переехавшей в Москву. Она также была представлена на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде.
Продолжая своё путешествие с другими картинами 24-й Передвижной выставки, в ноябре 1896 года полотно побывало в Харьков. Там с ним произошла неприятность. Оно было повреждено упавшим на него медным козырьком настенного калорифера, который прорвал холст насквозь. Об этом инциденте в письме к Илье Остроухову от 22 ноября 1896 года сообщил художник и уполномоченный Товарищества по выставкам Георгий (Егор) Хруслов:
«Сегодня утром у нас на выставке случилось несчастье. Картины были все сняты с мольбертов, некоторые лежали на полу, некоторые стояли у стен, работали все в одном конце залы. Вдруг на другом конце раздаётся сильный стук, я бегу туда — оказывается, что сорвался со стены тяжёлый медный козырёк калорифера и упал на картину И. И. Левитана «Золотая осень», холст картины прорван насквозь, хотя рана и незначительная и её легко заделать, но, ввиду того, что картина принадлежит П. М. Третьякову, я покорнейше прошу правление уведомить меня в Киев возможно скорее, как мне поступить с картиной… «
Сегодня раны не увидеть. Её искусно закрыл реставратор Дмитрий Арцыбашев.
Судьба художника
Исаак Ильич Левитан родился в местечке Кибарты Мариампольского уезда, Августовской губернии (с 1866 года — Сувалкской губернии), в образованной обедневшей еврейской семье. Датой рождения официально считается 18 (30) августа 1860 год. Отец Илья (Эльяшив-Лейб) Абрамович Левитан (1827—1877) происходил из раввинской семьи местечка Кайданова. Эльяш учился в ешиве в Вильне и самостоятельно овладел французским и немецким языками. В Ковно он преподавал эти языки и работал переводчиком во время постройки железнодорожного моста, которую вела французская компания.
Кроме Исаака, в семье росли ещё трое детей: брат Авель Лейб, сёстры Тереза и Михле.
Илья Левитан, стремясь улучшить материальное положение и дать детям образование, в начале 1870-х переехал с семьёй в Москву. В 1871 году старший брат Исаака, Авель Лейб, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Осенью 1873 года в училище поступил и тринадцатилетний Исаак.
В 1875 году умерла мать Левитана, а через два года отец. Художник учился тогда в четвёртом «натурном» классе у Василия Перова. Друг Перова, Алексей Саврасов, обратил внимание на Левитана и взял его к себе в пейзажный класс. В марте 1877 года две работы Левитана были отмечены прессой. Шестнадцатилетний художник получил малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия».
«Левитану давалось всё легко, тем не менее, работал он упорно, с большой выдержкой» — вспоминал его товарищ, известный живописец Михаил Нестеров.
Звания художника не получил
В 1879 году, после покушения Александра Соловьёва, отнюдь не бывшего евреем, на царя Александра II вышел царский указ, запрещающий евреям жить в «исконно русской столице». Восемнадцатилетнего Левитана выслали из Москвы. Он обосновался на небольшой даче в подмосковной Салтыковке (окрестности Балашихи). В летние месяцы 1880—1884 годов он писал с натуры в Останкино. К этому времени относятся работы: «Дубовая роща. Осень», «Дуб», «Сосны», «Полустанок». Художник создал пейзажи в Саввинской слободе под Звенигородом: «Последний снег. Саввинская слобода», «Мостик. Саввинская слобода».
«Талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа. Это было дело коренных русских художников», — писал Константин Паустовский.
Весной 1885 года Левитан окончил училище. Звания художника он не получил — ему был выдан диплом учителя чистописания.
Благодаря Левитану Плёс стал популярным у пейзажистов
Итак, Левитан вышел из Московского училища живописи и ваяния без диплома. Денег не было. В апреле 1885 года он поселился неподалёку от Бабкина, в глухой деревне Максимовке. По соседству, в Бабкине в имении Киселёвых гостил Антон Чехов, дружба и соперничество с которым продолжались всю жизнь.
В середине 1880-х годов материальное положение художника улучшилось. Однако голодное детство, беспокойная жизнь, напряжённый труд сказались на здоровье — у него резко обострилась болезнь сердца. Поездка в 1886 году в Крым укрепила силы. По возвращении Левитан организовал выставку пятидесяти пейзажей.
В 1887 году художник, наконец, осуществил свою мечту: он отправился на Волгу, которую так проникновенно изображал его любимый учитель Саврасов. Первая встреча с Волгой не удовлетворила живописца. Стояла холодная, пасмурная погода, и река показалась ему «тоскливой и мёртвой». Левитан писал Чехову: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы…»
На следующий год он снова решил ехать на Волгу. Весной 1888 года Левитан вместе с друзьями-художниками Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. Во время путешествия они неожиданно для себя открыли красоты маленького, тихого городка Плёс.
Около 200 работ, выполненных им за три лета в Плёсе, принесли Левитану широкую известность. Сам Плёс стал очень популярен у пейзажистов.
Существует мнение, что картина «Над вечным покоем» является «самой русской» из всех, когда-либо написанных на русскую тему картин.
Верный путь
Почти два года Исаак Левитан живёт в относительном покое. Он совершает поездку в Западную Европу, посещает Францию и Италию. Он хотел ближе познакомиться с современной живописью, широко представленной на Всемирной выставке в Париже. Его интересовала ретроспективная экспозиция давно любимых им художников барбизонской школы и произведения импрессионистов. По свидетельству Нестерова, «там, на Западе, где искусство действительно свободно, он убедился, что путь, намеченный им раньше, верен».
В марте 1891 года Исаак Левитан стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Московский меценат Сергей Морозов, увлечённый живописью и друживший с Левитаном, предоставил мастеру очень удобную мастерскую в Трёхсвятительском переулке.
Однако вскоре всё заканчивается. И в 1892 году Левитан как «лицо иудейского вероисповедания» был вынужден покинуть Москву. Некоторое время он жил в Тверской и Владимирской губерниях. Затем, благодаря хлопотам друзей, ему позволили вернуться. Практически в это же время отношения Левитана и Чехова несколько разладились. Художнику не поравилось, что в сюжете рассказа «Попрыгунья» писатель использовал некоторые моменты взаимоотношений Левитана, Софьи Кувшинниковой и её мужа, врача Дмитрия Кувшинникова.
Сердце не стучит, а дует
Только в январе 1895 года писатель и художник помирились. Татьяна Щепкина-Куперник, собираясь в Мелихово к Чеховым, заехала в московскую мастерскую Левитана посмотреть удомельские этюды и уговорила его ехать вместе. Друзья встретились, обнялись, и дружба возобновилась. Вскоре после этой встречи художником овладевает сильнейшая меланхолия. 21 июня он имитирует попытку самоубийства. О том, что это всего лишь театральный жест, свидетельствует сообщение врача И. И. Трояновского. «… я вообще следов раны у него не видал, — написал он, — слышал от него об этом, но отнёсся к этому, как к покушению «с негодными средствами» или как к трагической комедии».
Антон Чехов, приехавший навестить друга, также убедился, что опасности для жизни нет. После посещения, Чехов написал рассказ «Дом с мезонином» и пьесу «Чайка», что вызвало обиду у Левитана. Да и болезни не отступали. В 1896 году после вторично перенесённого тифа усилились симптомы аневризмы сердца.
В начале марта 1897 года в одном из писем Чехова появились строки: «Выслушивал Левитана. Дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует. Вместо звука тук-тук слышится пф-тук…».
Могила Левитана на Новодевичьем кладбище
Зимой 1899 года врачи послали Левитана в Ялту. В Ялте тогда жил и Чехов. Старые друзья встретились отчуждённо. Ялта не помогла. Левитан вернулся в Москву и почти не выходил из своего дома в Трёхсвятительском переулке. 8—17 мая 1900 года Чехов вновь навестил тяжело больного Левитана.
22 июля (4 августа) 1900 года, в 8 часов 35 минут, Исаак Левитан умер. Он не дожил совсем немного до своего 40-летия. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. Последняя его работа — «Озеро» — также осталась незаконченной.
Исаак Левитан был похоронен 25 июля 1900 года на старом еврейском кладбище, по соседству с Дорогомиловским кладбищем. На похоронах были художники Валентин Серов, Аполлинарий Васнецов, Константин Коровин, Илья Остроухов, Николай Касаткин, Леонид Пастернак, Константин Юон, Витольд Бялыницкий-Бируля, его ученики, знакомые и почитатели таланта художника.
22 апреля 1941 года прах Исаака Левитана был перенесён на Новодевичье кладбище. С тех пор могила Исаака Левитана соседствует с могилами его друзей Чехова и Нестерова.
Публикация по теме: Девочка с персиками известна всем
Наталья Швец
Фото: открытые источники