Портрет Павла I принёс художнику звание академика

портрет павла I

Портрет Павла I принёс художнику Степану Щукину  звание академика

портрет павла IЗвание академика, орден Св. Владимира IV степени и шесть тысяч рублей получил художник Степан Щукин за портрет императора Павла I, которого историки называют «русским Гамлетом». К слову, портрет, где «потрясающе передана сумасбродная энергия хаотического правителя» был создан в период траура по случаю кончины императрицы Екатерины II, которую, как известно, сын не любил. Впрочем, и матушка особых чувств к нему не питала.

   Портрет Павла I, написанный Степаном Щукиным по решению Совета академии художеств в 1797 году, интересен тем, что до него никто так не изображал императора.

    Впервые в истории живописи при написании императорской особы художник отказался от театральной постановки, аллегорий и атрибутов. Его царь изображён на серо-зелёном фоне в мундире Преображенского полка с голубой Андреевской лентой и в большой черной треуголке.

   Павла I писали многие художники: Фёдор Рокотов, Владимир Боровиковский, Сальваторе Тончи и др. Все они рисовали правителя традиционно, официально-обязательно с величественными атрибутами монаршей власти, облачённого в великолепную горностаевую мантию и расшитый золотом костюм…

   И только Степан Щукин сумел избежать помпезной парадности и с художественной проницательностью раскрыл противоречивый характер самого неординарного монарха России, заявившего, что станет «суровым вестником власти». Но эти слова остались лишь декларацией. Его правление закончилось быстро и плачевно: 11 марта 1801 года Павел I был убит заговорщиками в своем любимом Михайловском замке.

Эскиз был одобрен самим императором

   Характерно, что эскиз этого весьма не канонического портрета был одобрен самим императором. А вот другой щукинский вариант, где правитель привычно изображался на коне, высокому заказчику не понравился. Сразу после окончания работы, портрет стал очень популярен в высших кругах и Щукину пришлось делать с него копии. Но самый первый эскиз будущего полотна с Павлом в полный рост хранится в Государственной Третьяковской галерее.

    В маленьком эскизе из темно-сиреневого полумрака выступает фигура императора. Она почти пугает парадоксальным сочетанием вызывающей позы, выражения бравады и самодовольства с незначительной внешностью. На голове, задорно откинутой назад, огромных размеров треуголка, на ногах тяжёлые ботфорты. Он несколько картинно и с нескрываемым вызовом опирается на трость… Лицо героя торжественно, в то же время на губах заметна улыбка.

   А вот на живописном портрете Павел выглядит иначе. Его фигура немного вытянулась, даже приобрела некоторую элегантность. С лица исчезла вульгарность. В прищуренных глазах читается плохо скрываемое упоение, в плотно сжатых губах заметна надменность.

Автор одного портрета

    Что не говори, но именно этот портрет Щукина стал самым удачным из нарисованных образов «русского Гамлета». Благодаря лаконизму композиции, которая помогла сделать образ выразительным, художник сумел довольно точно изобразить характер царственного рыцаря на русском престоле.

    Посетители Третьяковской галереи не проходят мимо этого необычного портрета, где с какой-то обнажённой правдой запечатлён образ незадачливого самодержца. Можно сказать, художник сработал гениально, ему удалось избежать внешней карикатурности. И костюм выписан с такими подробностями, что кажется просто изысканным… Но всё-таки главное внимание он уделяет лицу, по которому читается сложный характер. Не удивительно, что получив портрет, Павел воскликнул: «Молодец!» и щедро отблагодарил живописца.

   Варианты повторения 1799 и 1800 годов и два недатированных портрета находятся в Государственном Русском музее, кроме того, копии есть в Гатчинском дворце, в Музее-усадьбе «Архангельское» и Ивановском художественном музее.

Его учителем был Левицкий

    Степан Семёнович Щукин родился в 1754 году. В 1776-м был принят в Императорскую Академию художеств из воспитательного дома. Его учителем стал знаменитый портретист Дмитрий Левицкий. Благодаря ему молодой живописец научился схватывать главное в характере своей модели.

     В 1782 году Щукина отправили для самосовершенствования за границу. По возвращению в Санкт-Петербург из Парижа он занимает место своего педагога и становится преподавателем портретного живописного класса. Среди его учеников были Александр Варнек и Василий Тропинин, который будучи крепостным, жил в доме у своего наставника, тёр ему краски, натягивал и грунтовал холсты.

     За исполненный по поручению Академии портрет её адъюнкт-ректора Юрия Матвеевича Фельтена Степан Семёнович получил звание кандидата в академики, а уже в следующем году признан академиком за портрет императора Павла I.

    В январе 1803 года Щукин был назначен советником Академии. Незадолго до смерти получил звание старшего советника. Умер он 10 октября 1828 года.

    Кроме вышеупомянутых портретов, Щукин нарисовал портрет профессора архитектуры А. Д. Захарова, портрет неизвестной дамы, портрет священника…

    Потомки по заслугам оценили творчество Щукина, а художник-искусствовед начала XX века Александр Бенуа  и вовсе назвал портрет императора Павла I лучшим, стоящим «целого исторического сочинения».

Наталья Швец

Репродукция портрета императора Павла I работы Степана Щукина

Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи» — «Актрису Пелагею Стрепетову Николай Ярошенко написал почти одновременно с Ильёй Репиным»