Портрет императора Николая II написан удивительно лёгкой кистью
Среди всех изображений императора Николая II лучшим изображением государя является портрет, принадлежащий кисти Валентина Серова. Николай изображен на нём ни как император – властитель огромной империи, а как простой человек со своими заботами, трудностями, внутренними переживаниями и колебаниями. Современники отмечали его необыкновенную схожесть с оригиналом. Спустя многие годы, находясь в эмиграции в Париже, Константин Коровин напишет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора».
Известно, что Валентин Серов отказывался от многих заказных работ. Естественно, от заказа написать портрет царя отказаться он просто не мог.
Вначале художник писал портрет Его Величества в форме шотландского полка. Картина делалась для отправки в Англию. Сейчас она хранится в музее полка в Эдинбурге. Царь на сеансы приходил в тужурке, прост и спокоен, каким был в жизни. Но, переодевшись в форму шотландского полка, принимал официальный вид.
И портрет выходил таким, какой нравился императрице Александре Фёдоровне. Сам же мастер был недоволен своей работой. В итоге художник предложил царю писать второй портрет одновременно, в тайне от императрицы и сделать ей подарок. Затея царю понравилась. Комната, где работали, находилась на верхних этажах, куда из внутренних покоев императрицы надо было подниматься по крутой железной лестнице. Для неё это было весьма затруднительно.
Работа продвигалась с большим трудом, остались свидетельства, что портрет императора долго не удавался. В один момент Валентин Александрович решил отказаться от заказа. «К сожалению, Ваше Величество, ничего не выходит. Так иногда случается у художников. Сегодня у нас сеанс последний,»- сказал он императору. Государь в простой куртке офицера Преображенского полка с неподдельной грустью сел за стол и положил на него руки. И тут Серов увидел всё то, что ему так не доставало. Он молниеносно уловил и общий облик и особый взгляд царя.
Художник предложил императрице дописать портрет
Портрет написан удивительно легкой, свободной кистью. По манере письма он почти эскизен, но продуманно целостен и гармоничен. В этот период деятельности Серов предпочитал гамму чёрно-серых или коричневых тонов. Так написано и это произведение.
Однако «Портрет Николая II в тужурке» царице не понравился. Взяв кисть, монаршая особа стала показывать художнику, где надо бы что-то убрать или прибавить, как учил её немецкий художник Каульбах, когда она брала у него уроки живописи. Серов едва сдержался, хотя внешне остался почти невозмутим. Лишь подчеркнутым жестом предложил Александре Федоровне свою палитру.
Царь простодушно рассмеялся, что вывело царицу из равновесия. Государыня, покрывшись пунцовыми пятнами, выбежала из комнаты вон. Император побежал за ней. Возможно, он ожидал извинений от Серова за весьма дерзкий жест в отношении супруги. Но, как воспитанный человек, воздержался от замечаний. Серову же не пришло в голову виниться: царица хотела выправить портрет, вот он и подал ей палитру…
Вскоре царь вернулся и как ни в чём не бывало стал закуривать, щёлкая большой зажигалкой. После все смеялись, когда Серов изображал, как это он делал. Но на все попытки императорского дома восстановить с художником дипломатические отношения, тот отвечал решительным отказом. Когда Николай II попробовал подобраться к Серову через Сергея Дягилева, Валентин Александрович отрезал: «В этом доме я больше не работаю». Слово своё он сдержал.
На этом приключения портрета Николая II в тужурке не закончились.
Светловзоров мечтатель
После 1905 года неприязнь Серова к царской семье возросла многократно. Художник винил императора в событиях Кровавого воскресенья. Он считал, что в своём портрете предугадал будущие невзгоды, связанные с правлением Николая. Однажды, увидев свою картину на выставке, Серов воскликнул: «А в уголках глаз-то – 1905 год!»
… Однако тогда, в 1900-м, Валентин Серов определенно испытывал симпатию к своей высокопоставленной модели.
И было отчего. Работая над этим портретом, Серов сумел заступиться за Савву Мамонтова, который тогда находился под следствием. Император немедленно распорядился, чтобы того отпустили под домашний арест. Ещё Серов попросил Николая материально поддержать журнал «Мир искусства», и тот снова не отказал. Художника подкупало умение царя держаться просто и в то же время с огромным достоинством. Он явно пребывал во власти его обаяния.
Этим и продиктована композиция картины. Предназначенная в подарок императрице, она начисто лишена бравурности и пафоса парадных портретов. Николай II в повседневной военной форме, в его позе (к слову, оживляющей в памяти знаменитую серовскую «Девочку с персиками») нет ни самолюбования, ни высокомерия, в глазах светится ум. Известный искусствовед Абрам Эфрос говорил, что Серов «ласковой кистью написал светловзорова мечтателя в полковничьих погонах».
Печальная участь портрета
В том же году Серов сделал копию с «Портрета в тужурке». Однажды он принес её в комнату, где собиралась редакция «Мира искусства». «Усадив» нарисованного императора во главе стола, он умело подсветил портрет и едва не довел до коллективного сердечного приступа своих соратников по журналу. Именно эта авторская копия хранится сейчас в Третьяковской галерее.
А оригинал, который висел в кабинете Александры Фёдоровны, постигла печальная участь. В 1917 году глаза «светловзорого мечтателя» на портрете выкололи штыками матросы, штурмовавшие Зимний дворец…
Публикация по теме: «Лунная ночь на Днепре произвела фурор«
Наталья Швец
Фото: открытые источники