Портрет Мики хорошо знаком студентам МГУ

портрет

Портрет Мики Морозова кисти Валентина Серова был хорошо знаком студентам МГУ

портрет

Портрет Мики Морозова, который в 1901 году написал русский художник Валентин Серов, хорошо знаком многим студентам МГУ имени М. В. Ломоносова. И всё потому, что он висел на кафедре истории зарубежной литературы филологического факультета этого учебного заведения. А изображённый на полотне мальчик, повзрослев, вёл на факультете шекспировский семинар.

  Михаил Морозов, тот самый мальчик с портрета с широко распахнутыми карими глазами, подготовил издание шекспировского «Гамлета» с подробнейшим словарем. Он вообще большую часть своей жизни потратил на углублённое изучение творчества Уильяма Шекспира, был известным театральным критиком и литературоведом. В середине двадцатого века занимал пост главного редактора англоязычного журнала «News». Именно этого серьёзного человека в детстве рисовал Серов.

  Многие современные критики считают это произведение Валентина Серова настоящим гимном беззаботному детству, в котором ребёнок окружён заботой и любовью. Своей работой «Портрет Мики» Валентин Серов ещё раз показал, что является мастером портрета, причём не только взрослого, но и детского.

 Надо сказать, что все, кто знал Михаила Морозова взрослым, поражался его высокому сходству с изображенным на картине мальчиком.

Портрет — работа великого мастера

   Известно, Валентин Александрович отличался крайне неспешной и скрупулёзной манерой письма. Поэтому довольно сложно представить, как ему удалось заставить четырёхлетнего непоседливого малыша позировать. Лишь благодаря своему железному терпению и огромному таланту художнику удалось справиться с этой задачей. Оказывается, портрет, написанный в духе импрессионизма, был готов за несколько сеансов, длившихся около получаса. На более долгое время заставить шустрого мальчугана оставаться неподвижным было просто невозможно.

  В результате скупыми красками Серов написал выразительную и живую картину. Здесь нет искусственной наигранности или напряжённости, которая свойственна детям на фотографиях или портретах. Всё предельно ясно — перед нами непоседа, который присел лишь на минуту, чтобы потом вприпрыжку пуститься дальше исследовать окружающий мир. Глядя на него, кажется, что через секунду мальчик зальётся звонким смехом…

 Сидящий на стульчике ребёнок похож на амурчика: белая рубашка, золотистые кудри, энергичная поза, широко открытые, блестящие карие глаза. Рот малыша с яркими губками слегка приоткрыт, будто он хочет что-то сказать. Совершенно очевидно, что кто-то рядом пытается удержать внимание ребенка. А ему чрезвычайно любопытно, зачем его оторвали от важных дел и усадили в кресло. А ещё Микки сгорает от желания узнать, что делает этот человек с кистями…

  Поза Мики стремительная, его ручки в движении. Всю атмосферу картины, написанной в помещении, можно описать одним словом – динамизм. Портрет вообще построен на контрастах. На тёмном фоне отчетливо выделяется белая одежда мальчика. Тоненькую фигурку обрамляет золотистое особенное сияние. Данный приём был использован художником для того, чтобы подчеркнуть неусидчивость и подвижность ребенка. Словом, Серов сумел изобразить открытого и дружелюбного мальчика и показать внутреннюю энергию Мики.

Кем стал Мики

  Мики происходит из того же рода, что и купец и меценат Савва Морозов, но из другой ветви. Он — сын Михаила Абрамовича Морозова, тоже предпринимателя и мецената, друга русских художников, коллекционера, собирателя полотен европейских мастеров, известного под именем Джентльмен.

   Английский язык и литературу Мики изучал в Великобритании. По возвращению в Россию поступил в Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. С 1920-х годов работал в театре как режиссёр, читал лекции по истории театра, занимался переводами. Позднее работал преподавателем английского, читал лекции по истории английской литературы… Как уже говорилось выше, подготовил издание «Гамлета» на английском языке. Кроме подробного комментария Морозов включил в книгу созданный специально для неё словарь.

  В 1930-е годы в качестве консультанта Михаил Михайлович продолжал работу с театрами, осуществлявшими постановки Шекспира. А в 1937 году создал и возглавил кабинет Шекспира и западноевропейского театра при ВТО и с тех пор руководил всесоюзными шекспировскими конференциями, которые проводились в различных городах страны — Москве, Ереване, Ярославле… Параллельно вел шекспировский семинар на филологическом факультете МГУ.  Также делал переводы, написал книгу из серии «Жизнь замечательных людей: Шекспир». Можно смело сказать, именно Михаил Морозов положил начало научному шекспироведению в нашей стране.

     Жизнь у Михаила Михайловича текла спокойно и достойно. И вдруг…

Морозов должен был встречать наследников купеческих фамилий

  В 1952 году высшее руководство страны  решило провести в Москве конференцию и пригласить на неё не только западных бизнесменов, но и наследников знаменитых русских купеческих фамилий и промышленников – Рябушинских, Морозовых, Елисеевых, Коншиных, Чичкиных, Гиршманов, Мамонтовых, фон Мекк и др. Цель была обозначена конкретная: не только наладить отношения с эмиграцией, но и привлечь её капиталы для вложений в послевоенное восстановление и развитие советской экономики.

 При подготовке к мероприятию довольно долго обсуждался вопрос: кто будет встречать гостей. В результате остановились на кандидатуре Михаила Михайловича. Он лучше всех подходил для роли гостеприимного хозяина — происходит из купеческой семьи, свободно владеет европейскими языками и вполне благонадёжен, хоть человек и беспартийный.

   Морозова срочно доставили к одному из организаторов мероприятия Анастасу Микояну. Анастас Иванович обрисовал ситуацию, сформулировал задачи, которые должен решать Михаил Михайлович. Естественно, он, недолго раздумывая, согласился. В заключение беседы Микоян поинтересовался социальным статусом и материальным положением собеседника и, мягко говоря, оказался в шоке. Каково будет, если гости узнают правду о жизни наследника рода Морозовых? Особенно о его жизни в коммуналке да ничтожной зарплате. Скандал получится и не малый!

  Поэтому Микоян продиктовал своему помощнику перечень необходимых вещей, «которыми следует срочно и безотлагательно обеспечить товарища М.М. Морозова». В этот перечень вошли: приличная одежда, солидная должность и хорошая зарплата, отдельная обставленная мебелью квартира где-нибудь на Фрунзенской набережной или Кутузовском проспекте, оборудованная для приёма гостей и расположенная в хорошем месте дача, персональный автомобиль и прочее.

   Морозов был ошеломлён. На шикарном чёрном автомобиле его доставили домой, чем несказанно изумили всех соседей. Но ещё более они  были ошарашены изложением его разговора с Микояном. Затем Мики лег на диван немного отдохнуть и… умер. Его сердце просто не выдержало положительных эмоций.

    Вот такое грустное окончание истории мальчика, портрет которого по сей день восхищает всех, кто бывает в Третьяковской галерее.

портрет

Наталья Швец

Репродукция картины Валентина Серова «Портрет Мики Морозова» и свободные источники

 

Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи» — «Успех у картины «Купание красного коня» на первой выставке был колоссальный«