Богатыри Виктора Васнецова

богатыри виктора васнецова

Богатыри Виктора Васнецова создавались более двадцати лет

богатыри виктора васнецова

Свою работу над картиной «Богатыри» Виктор Васнецов начал с карандашного наброска в 1871 году. Рисунок этот был размером всего 19 на 26 см. Однако уже было очевидно — основа для картины уже создана. Было понятно, каким будет число и соотношение фигур всадников, движение, жесты. Работу над картиной художник закончил в 1898 году.

    Для Васнецова имело значение не только повествовательно-изобразительная сторона сказания, но и его ведущая идея, объединявшая богатырей и объяснявшая – ради чего они сошлись на заставе богатырской. Идейная основа замысла раскрыта художником в письме к своему учителю, профессору Павлу Чистякову в 1882 году. Именно когда картина была начата на большом полотне в Абрамцеве. Художник писал: «Картина моя – Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли кого».

Илья Муромец

    Илья Муромец (полное былинное имя — Илья Муромец сын Иванович) — один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий общий народный идеал героя-воина.

    Считается, что впервые Илья Муромец был упомянут в 1574 году в письме старосты Орши Филона Чернобыльского. В нём он писал о былинном богатыре «Илье Муравленине» как о защитнике русских земель.

    Прозаические рассказы об Илье Муромце, записанные в виде русских народных сказок и перешедшие к некоторым неславянским народам (финнам), не знают о киевских былинных отношениях Ильи Муромца. Там не упоминается князь Владимир. Его имя заменяется безымянным королём. Они содержат почти исключительно похождение Ильи Муромца с Соловьём-разбойником, иногда и с Идолищем, называемым Обжорой, и приписывают Илье Муромцу освобождение царевны от змея.

      По данным филолога Сергея Азбелева, Илья Муромец является главным героем 15 из 53 сюжетов героических былин.

Былинная биография

    Большое число сюжетов, посвящённых Илье Муромцу, даёт возможность представить в более или менее цельном виде биографию этого богатыря (как представлялась она сказителям).

       Согласно былине «Исцеление Ильи Муромца» этот богатырь до 33 лет «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от волхвов (или калик перехожих).

    После исцеления  старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом  упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью. Илья прощается со своими родителями и отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному».

   На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты, конь богатырский! Служи-ка ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру.

   По предположению некоторых историков Российской империи, его малой родиной могло быть селение Карачев, возле города Моровийска на Черниговщине (современное село Моровск, Козелецкого района, Черниговской области Украины), что ведёт из Чернигова в Киев.

   Данное заключение основывается на возможности слияния в народном эпосе образа Ильи Муромца с преподобным Илиёй Печёрским. Также и на том, что в первых упоминаниях о богатыре, его называли не Муромцем, а Моровлином, Муравлениным.

Мощи Ильи Печерского

   Прообразом былинного персонажа часть исследователей считает исторического персонажа, силача по прозванию «Чоботок», родом из Мурома, принявшего монашество в Киево-Печерской лавре с именем Илия. Его причислили в 1643 году к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец».

    По этой теории Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года. Память по церковному календарю — 19 декабря (1) января.

   Мощи покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры.  Часть их — средний палец левой руки — находится в одном из храмов города Мурома, Владимирской области.

    В 1988 году Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей.   В результате было установлено, что это мужчина, умерший в возрасте 40-55 лет от ранения в области сердца. Также было доказано, что в юности он перенёс паралич конечностей.

Илейко Муромец

   В XVII веке был известен Илейко Муромец (Илья Иванович Коровин) — самозванец Лжепётр времён Смутного времени, казнённый в 1607 году.

   По мнению учёных, в частности русского историка Иловайского, выражение «старыя казак» объясняется тем, что в конце царствования Бориса Годунова Илейка Муромец находился в казачьем отряде, в составе войска воеводы князя Ивана Хворостинина.

   На картине Васнецова Илия Муромец изображен в центре.  Одним из прообразов для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров (позднее — извозчик села Большие Мытищи), которого Васнецов запечатлел на этюде в 1883 году. Иван Петров был лишь одним из прообразов.

   Для Ильи Муромца художник искал все новые и новые типажи. Известно, что он делал зарисовки с абрамцевского купца Ивана Петрова. Затем ему позировал ломовой извозчик, которого встретил уже в Москве.

     «Иду по набережной около Крымского моста, — рассказывал потом Виктор Васнецов, — и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья»…

Добрыня Никитич

    Добрыня Никитич — второй по популярности после Ильи Муромца богатырь русского народного эпоса.

   Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Жена — Настасья, дочь Микулы Селяниновича.

  Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и прочее. Часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри.

   Добрыню иногда величают князем и племянником Владимира Красного Солнышка. Историческим прототипом Добрыни Никитича считают воеводу Добрыню, дядю и воеводу князя Владимира, брата его матери Малуши.

    Согласно другим источникам, Добрыня Никитич — сын рязанского воеводы Никиты. Богатырь умён, образован и отличается разнообразием дарований. Он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях. Он обладает мужеством и огромной физической силой, при этом отличается «вежеством» — то есть учтивостью и дипломатичностью. Добрыня разговаривал «на 12 языках и знал разговор птичий».

  В былинах Добрыня всегда молод, как и Алёша. Однако Васнецов изобразил его зрелым человеком с роскошной бородой. Некоторые исследователи полагают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника. Имеются сведения, что за основу был взят эскиз, сделанный с одного крестьянина. Детали написаны с портретов родственников. В итоге лицо Добрыни стало собирательным типом семьи Васнецовых.

Алёша Попович

     Алёша Попович — фольклорный собирательный образ богатыря в русском былинном эпосе. Алёша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. В украинских думах также именуется Алексеем Поповичем. Обычно Алёшу Поповича считают  сыном ростовского попа Левонтия.

    Обыкновенно считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил ростовский боярин Александр (Олеша) Попович. Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу против его брата и претендента на владимирский стол Юрия Всеволодовича, причём Александр Попович сразил в поединках нескольких лучших воинов Юрия. Со смертью Константина и вокняжением Юрия (1218) он отъехал к киевскому великому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году.

    Алёшу Поповича отличает не сила. Иногда подчёркивается его слабость и указывается его хромота. Ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Умел играть на гуслях. Вообще Алёша хвастлив, кичлив, лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образу Алёши свойственны противоречивость и двойственность.

     Алёша готов обмануть даже своего названного брата Добрыню, посягая на его супружеские права. Он распространяет ложный слух о гибели Добрыни, чтобы жениться на его жене Настасье Никулишне.

    Женой Алёши Поповича в былинах о нём становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Алёна, Алёнушка. Это женское имя как бы подвёрстывается к имени Алёши Поповича  и таким образом формируется «одноимённая» супружеская пара.

   Сыну предпринимателя Саввы Мамонтова, начинающему художнику Андрею исполнилось всего 13 лет, когда Васнецов начал писать с него Алешу Поповича. Через 8 лет, в самый разгар работы над картиной, юноша простудился в Киеве, когда расписывал Владимирский собор, и по приезду домой умер. Виктор Михайлович пришлось дорисовывать его по памяти.

    Богатыри и по сей день стоят на страже

   Виктор Васнецов долго выбирал пейзаж достойный своих богатырей. Пока однажды, прогуливаясь по усадьбе друга, не вышел на широкое поле, почти со всех сторон защищенное густым, непроходимым лесом.

   На поле Васнецов буквально поселился — здесь для него построили мастерскую, сюда же приходили натурщики и сюда же приводили лошадей из конюшень Мамонтова. Самую дорогую, так называемую улучшенную, русскую лошадь с примесью восточных кровей — для Добрыни Никитича, княжеского воина. Для ростовчанина Алеши Поповича — степного коня, а для крестьянина Ильи Муромца был выбран русский тяжеловоз.

    Былинные герои должны были выглядеть как можно реалистичнее. Художник часами бродил по историческому музею, изучая оружие и доспехи. Но 10,12 и 13 века, к которым относятся богатыри, в веке 19-м были еще мало изучены.

   По мнению экспертов, у Васнецова древнерусские богатыри вооружены скорее как средневековые воины. Но  в этом и заключается  величие картины. Хочется верить, что эти богатыри и по сей день стоят на страже границ Российских и берегут Родины от врага.

Публикации по теме:

Публикации по теме: «Царевна Софья»

«Картина Неизвестная»

«Старообрядцы считают боярыню Морозову своей святой»

«Княжна Тараканова»

«Меншиков в Берёзове»

«Неравный брак»

Елена Сурикова

Фото: открытые источники