Портрет актёра, основателя первого русского театра

портрет актёра

Портрет актёра, основателя первого русского театра Фёдора Волкова выполнен Антоном Лосенко незадолго до его смерти

портрет актёраЕдинственный прижизненный портрет актёра-трагика, основателя первого отечественного профессионального театра в Ярославле Фёдора Волкова выполнен Антоном Лосенко в 1763 году. Так говорят, но при этом не отрицают, что никаких документальных подтверждений времени его создания нет. Ибо работа не подписана. Более того, недавно появилась версия, что картина даже не принадлежит кисти Лосенко…

   Определяя время создания, искусствоведы опираются на тот факт, что по живописному приёму этот портрет близок к портретам мецената, первого директора Академии художеств графа Ивана Шувалова и русского писателя, драматурга и литературного критика Александра Сумарокова, которые Лосенко написал в 1760 году.

     Доподлинно известно, что годом раньше между актёром и художником завязалась тесная дружба, так что вполне вероятно дата написания картины установлена верно. Тем более, что в 1764 году портрет был гравирован художником-портретистом, одним из лучших русских гравёров,  Евграфом Чемесовым. Есть версия, что портрет Волкова был заказан Лосенко графом Шуваловым, по крайней мере, принадлежал ему изначально.

    Она основана на записи от 31 декабря 1793 года с требованием первого директора Академии художеств графа Ивана Шувалова о возвращении «принадлежащих ему оставленных в Академии трёх картин», среди которых числится и портрет Фёдора Волкова.

Портрет актёра

     Фёдор Волков изображён в театральном костюме. В одной руке он держит маску, в другой кинжал с золотой диадемой. Все это является атрибутами древнегреческой музы трагедии Мельпомены. Кстати, позже эти предметы вошли в дворянский герб Волковых. Глаза актёра выдают интеллект, в то же время понятно — по характеру он человек прямой и активный. Поза не слишком статична, как будто его остановили в паузе между выходами на сцену.

    Интересный факт — широко известный всем портрет актёра Фёдора Волкова, который хранится в Третьяковской галерее, довольно долгое время считался авторским повторением. Однако в результате недавно проведённых современных исследований некоторые учёные стали утверждать, что он вовсе не является работой Лосенко. Скорее всего, это прекрасно выполненная копия кого-нибудь из его учеников… Впрочем, версия спорная и требует доказательств.

Театр увлёк его навсегда

   Основатель первого отечественного профессионального театра Фёдор Григорьевич Волков был сыном костромского купца, который довольно рано умер. Мать вышла замуж второй раз за очень состоятельного и доброго человека — купца Фёдора Полушкина и переехала жить в Ярославль.

    Маленький Федя отличался разнообразными талантами, в том числе способностью к иностранным языкам, которым его обучает пастор, состоящий при сосланном в Ярославль герцоге Эрнесте Бироне. Едва мальчику исполняется двенадцать лет, родители отправляют его в Москву к немецким промышленникам «обучаться делу». Именно тогда он серьёзно увлекается театральными представлениями, которые дают студенты Славяно-греко-латинской академии.

    В 1746 году молодой и образованный купец по делам отправляется в Санкт- Петербург и попадает на спектакль придворного театра, что производит на него неизгладимое впечатление. Он забывает обо всём на свете и начинает изучать сценическое дело. А вскоре, сразу после смерти отчима в 1748 году, передает управление заводами своему брату, а сам занимается театром.

Специальный указ императрицы

    Естественно, не всем его увлечение пришлось по вкусу. Более того кое-кто во время первого спектакля, который проходил в большом каменном амбаре, где прежде отчим хранил товар, устраивает разбой. Это не останавливает Фёдора Григорьевича. Через год специально для спектаклей на берегу Волги он возводит деревянный театр, который 7 января 1751 года открывает сезон трагедией Сумарокова «Хорев». Это был первый общедоступный театр в России.

     Вскоре про «ярославские комедии» узнают при дворе императрицы Елизаветы Петровны и она своим специальным указом вызывает Волкова в столицу: « …Императрица Елисавета Петровна самодержица всероссийская сего генваря 3 дня указать соизволили: ярославских купцов Фёдора Григорьева сына Волкова с братьями Гаврилою и Григорием, которые в Ярославле содержат театр и играют комедии, и кто им для того ещё потребны будут, привесть в Санкт-Петербург <…> Для скорейшего оных людей и принадлежащего им сюда привозу, под оное дать ямские подводы и на них из казны прогонные деньги… »

     Теперь  ярославцы во главе с Фёдором Волковым начинают играть перед императрицей и двором. Более того, способных молодых «охочих комедиантов» отправляют учиться в Сухопутный Шляхетный корпус, где они в течение четырёх лет получают «высшее образование»: учатся танцам, наукам, языкам, декламации. Только после того, как любители стали профессионалами, Елизавета Петровна подписывает Указ об учреждении «Русского для представления трагедий и комедий театра». Именно он положил начало созданию Императорских театров России, где Фёдора Волкова назначают «первым русским актёром».

Актёр, драматург, поэт, художник, музыкант

    Фёдор Волков был чрезвычайно талантливым человеком. Помимо актёрской деятельности, он много занимался драматургией и написал около 15 пьес. В их числе «Суд Шемякин», «Всяк Еремей про себя разумей», «Увеселение московских жителей о масленице» и др. К сожалению, они не сохранились. Помимо этого он был автором торжественных од и песен, некоторые из которых дошли до наших дней. Речь идёт о «Ты проходишь мимо кельи, дорогая» о насильно постриженном в монахи и «Станем, братце, петь старую песню, как живали в первом веке люди».

    Волков сам занимался художественным оформлением спектаклей и неплохо рисовал. Известна его картина, изображающая его и братьев во время спектакля и бюст Петра I. По преданию, резной иконостас Николо-Надеинской церкви в Ярославле тоже является его работой. Великой трагик играл на многих инструментах и писал музыку к спектаклям.

Дворянский титул

    Роль Волкова во время переворота и возведения на престол Екатерины II до сих пор неясна. Ибо не совсем понятно, почему гражданское лицо оказалось в числе отряда гвардейцев, охранявших свергнутого императора Петра III в Ропше. Более того, существует версия о причастности Волкова к смерти императора. Словом, слухов при дворе ходило множество.

     Доподлинно известно лишь одно — после переворота он входил в кабинет государыни без доклада, а в 1762 году братья Григорий и Фёдор Григорьевичи Волковы именным указом императрицы Екатерины II были возведены в дворянское достоинство с выдачей диплома и герба.

   Однако наслаждаться дарованными благами возможности не представилось. Во время маскарада, устроенного в честь коронации, на масляную неделю 1763 года, Фёдор Волков простудился и 4 апреля (15 апреля по новому стилю) 1763 года умер.

    Его похоронили в Москве на кладбище не сохранившегося Златоустовского монастыря, который находился между улицами Мясницкая и Пироговская.

Крестьянский сын

     Рассказывая столько об «отце русского театра», было бы невежливо ничего не поведать о художнике, крестьянском сыне, уроженце украинского города Глухово Антоне Павловиче Лосенко.

    В возрасте семи лет на его прекрасный голос и музыкальный слух обратили внимание и взяли певчим в придворный хор Санкт-Петербурга. Но в 1753 году ему вместе с его друзьями Иваном Семёновичем Саблуковым и Кириллом Ивановичем Головачевским, которые в будущем также станут художниками, пришлось отказались от счастливой карьеры. Причина более чем банальна — стал ломаться голос.

    Однако судьба вновь улыбнулась крестьянскому сыну. По приказу императрицы Елизаветы Петровны потерявших голоса певчих отдают на обучение к крепостному графа Петра Шереметева, художнику Ивану Петровичу Аргунову, который преподавал в недавно учреждённой Академии художеств класс живописи.

Первый ученик

    Работы Лосенко и его друзей заметно выделялись среди остальных учеников Академии. Поэтому в 1759 году Иван Петрович представил их царскому двору с рекомендацией: «…эти певчие могут как рисовать и раскрашивать красками, так делать копии портретов и исторических картин, так и рисовать с натуры. Они показали прилежное трудолюбие и честность в своих поступках».

   В качестве подтверждения Аргунов показал картину молодого художника Лосенко «Товий с ангелом», а так же портрет с натуры придворного музыканта.

     Довольно скоро Лосенко становится одним из первых учеников престижной Академии и в сентябре 1760 года его вместе с Василием Баженовым, которым потом станет известным архитектором, отправляют учиться во Францию. Учителем подающего надежды художника становится известный мастер, представитель позднего академизма Жан Рету.

   Именно после возвращения из Парижа Антон Лосенко и напишет портрет блестящего актёра Фёдора Волкова, с которым его свяжет тесная дружба.

Полотно из русской истории

     Потом у Лосенко вновь будет Париж, где его рисунки по сюжетам античной мифологии отметят золотыми медалями. Затем годы обучения в Италии. В Россию он вернётся в 1769 году, а его произведения «Каин», «Авель», «Правосудие», сделанное по картине Рафаэля, удостоятся высшей похвалы. Но художник желает создать нечто своё, то что будет чисто российским.

  Осенью 1769-го он напишет картину «Владимир и Рогнеда», которая по мнению искусствоведов, станет первым полотном, созданным на тему из русской истории. Именно это произведение положит начало национальной исторической теме в русском искусстве, к чему всегда призывали академию Михаил Ломоносов и Александр Сумароков.

  Надо сказать, что представленная на суд зрителям картина вызвала живой отклик у современников. Совет академии тут же признаёт Антона Лосенко как художника с выдающимся талантом, избирает его академиком и даёт звание профессора.

    В качестве профессора, а впоследствии и директора академии, Антон Лосенко много сделал для своих студентов. Он подготовил первый русский учебник по искусству живописи: «Изъяснения краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй, старанием Императорской Академии художеств Профессора живописи господина Лосенко для пользы юношества, упражняющегося в рисовании, изданное». Экспозиция и рисунки Лосенко в течение длительного времени использовались во время занятий в академии, а затем и в Московском училище живописи и ваяния.

    К сожалению, умер Антон Лосенко довольно рано. Ему было всего 36 лет. На его похоронах присутствовали художники и артисты, писатели и поэты.

Наталья Швец

Репродукция портрета Фёдора Волкова работы Антона Лосенко

Предыдущая публикация их цикла «Сто шедевров живописи» —  «Портрет Ивана Андреевича Крылова Брюллов написал за один приём»