Портрет Крылова Брюллов написал за один приём

портрет

Портрет Ивана Андреевича Крылова Брюллов написал за один приём

портретПортрет великого баснописца, поэта, драматурга и публициста Ивана Андреевича Крылова Брюллов написал за один приём. Рассказывают, что художник усадил его в кресло, набросал на холст контур и тут же сделал подмалевок: написал голову, одежду, фон. Лишь на месте руки остался незакрашенный холст…

   Карл Брюллов остался очень доволен своей работой, но попросил Крылова прийти ещё раз для окончания работы. Иван Андреевич, поднимая воротник шинели, лукаво улыбнулся: «А ведь вы, любезный Карл Павлович, портрет этот, приди я или не приди, никогда не окончите». И оказался прав…

   По неизвестной причине этот портрет действительно не был закончен. А рука великого баснописца была написана, причём, довольно неумело, учеником Брюллова Фаддеем Горецким с гипсового слепка руки покойного Крылова.

    Но чтобы там потом не говорилось и не обсуждалось, великий живописец и представитель классической «акварельной» школы Карл Брюллов оставил нам прекраснейший портрет баснописца Ивана Андреевича Крылова.

Неряха и обжора

    Работа сразу поражает психологической наполненностью и некой поэтичностью. Крылов на портрете изображён в достаточно старческом возрасте. Об этом свидетельствует его одутловатое лицо, пряди седых волос, которые беспорядочно опускаются на виски и лоб автора бессмертных басен «Квартет», «Стрекоза и муравей», «Слон и Моська», «Мартышка и очки»… Нависшие брови подчеркивают напряжение думающего человека.

   Костюм писателя довольно прост и не предназначен для выхода. Скорее всего, это его домашнее одеяние. Наверное поэтому оно так неуклюже, если не сказать неряшливо, сидит на его грузной фигуре. Великий живописец, изображая великого писателя, не погрешил против истины: Крылов был известным неряхой и обжорой и никогда ни в чём себя не стеснял. Так что на полотне виден его огромный живот и мятые рукава.

   Лучше всего у мастера получился всё-таки наполненный мудростью взгляд Крылова. Кажется, что он смотрит тебе прямо в душу…

Общественное достояние

   Рассматривая портрет, можно заметить, что знаки отличия и ордена на шее и груди у Крылова художник умело прикрыл отворотом сюртука. Благодаря этому портрет не выглядит напыщенным. Единственное что видно, это серебряный отблеск звезды, которая заметна лишь наполовину. Даже красные ленты Анненского и Владимирского крестов не нарушают простоты образа.

  Надо сказать, что история сохранила довольно много портретов Ивана Андреевича Крылова. Писали его как знаменитые, так и малоизвестные авторы, есть даже работы любителей. Благодаря им потомки имеют представление о писателе, как о человеке умном, думающем, но при этом ничем не озабоченном, спокойном и достойном.

   Но портрет кисти Брюллова размером 415 х 500 см относится к общественному достоянию и хранится в Третьяковской галерее. А с его репродукцией можно познакомиться в учебниках литературы.

Бессмертные цитаты

   Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец, чьи произведения актуальны по сей день. Гениальные присказки и цитаты из басен, такие как «А Васька слушает да ест», «А вы друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь…» кратко и ёмко выражают заложенный в них смысл и остаются на слуху.

   Баснописец, поэт, драматург и публицист прожил долгую и спокойную жизнь. Он был обласкан и опекаем царской семьёй. По некоторым данным, Николай I в 1841 году согласился на преобразование Российской академии наук лишь при условии, что первым академиком будет Крылов. А императрица Мария Фёдоровна обеспокоенная болезнью баснописца, хотела лично присматривать за ним… На пенсию он вышел с пансионом в 6 тыс. рублей, а общий доход его составлял 11 700 руб. ассигнациями в год.

О баснописце

    Иван Андреевич родился 2 (13) февраля 1769 года в Москве, в семье бедного армейского офицера. Во время Пугачёвского восстания отец Крылова служил армейским капитаном в Яицкой крепости. Когда крепость попала в окружение войск Емельяна Пугачёва, маленький Крылов с матерью отправились в Оренбург, где снова оказались в осадном положении. Тогда их спасло только чудо. Александр Сергеевич Пушкин  потом напишет в своей «Истории Пугачёва»:

  «Пугачев скрежетал. Он поклялся повесить не только Симонова и Крылова, но и всё семейство последнего, находившееся в то время в Оренбурге. Таким образом обречён был смерти и четырёхлетний ребёнок, впоследствии славный Крылов».

   К сожалению, как это частенько случается, проявив мужество во время усмирения пугачёвского бунта, Андрей Крылов, не получил никаких наград и чинов. Более того, семья, в том числе и после переезда в Тверь, где он работал в должности председателя магистрата, жила в бедности. И после смерти единственного кормильца финансовое состояние лишь ухудшилось.

Без хорошего образования

   Иван не имел возможности получить хорошее образование. Зато от отца в наследство ему достался огромный сундук с книгами и любовь к чтению. К тому же, состоятельные соседи Крыловых позволили ему присутствовать на уроках французского языка, которые давались их детям.

   А потом его приняли на службу в тот самый губернский магистрат Твери, туда, где раньше работал его отец. Правда, денег на жизнь по-прежнему не хватает.

    Тогда мать, взяв детей, отправляется в Санкт-Петербург и начинает хлопотать о пенсии и обустройстве старшего сына на работу. В результате молодой Крылов получает должность приказного служителя в казённой палате. Но ему очень не хотелось заниматься карьерой. Очень скоро он уходит в отставку и приступает к занятиям литературой.

Первые творения провалились

     Так уж получилось, что переезд Ивана Андреевича Крылова в северную столицу совпал с появлением в городе общедоступного театра. Он сразу же там побывал, познакомился с некоторыми артистами и с этих пор начал жить интересами этого театра.

   Именно тогда Крылов в подражание классикам написал довольно посредственную трагедию «Филомела», которая осталась незамеченной. Однако неудача его не расстроила. И он  создал несколько комедий: «Бешеная семья», «Проказники», «Сочинитель в прихожей». Они также никого не поразили, но по сравнению с «Филомелой» рост мастерства был заметен.

  Первые басни, которые появились журнале «Утренние часы» в 1788 году, автор подписывать не пожелал. Впрочем, «Стыдливый игрок», «Судьба игроков», «Новопожалованный осёл» также остались незамеченными.

Работа над текстами

   Словом, высокого положения в литературе Крылов достиг не сразу. Но постепенно, особенно после перевода басен Лафонтена, куда он добавил много своего, о нём заговорили и стали отмечать талант. Вскоре собрание его «Новых басен» стало во многих домах любимой книгой, и злостные нападки критиков, которые утверждали, что все сюжеты он заимствует, скорее вредили им, чем самому Крылову. Иван Андреевич становится признанным баснописцем. Его произведения читают даже при дворе, в кружке императрицы Марии Фёдоровны.

  Если сравнить рукописи Крылова с многочисленными изданиями, то становится очевидным, что этот ленивый и небрежный в других отношениях человек постоянно выправлял и выглаживал первоначальные варианты своих произведений. Он постоянно стремился к пластичности и возможной краткости, особенно в конце басни.

   В 1825 году в Париже граф Григорий Орлов опубликовал Басни И. А. Крылова в двух томах на русском, французском и итальянском языках. Эта книга стала первым зарубежным изданием русских басен.

   В 30-е годы XIX века, ещё при жизни Крылова, Аббас-Кули-Ага Бакиханов перевёл басню «Осёл и Соловей» на азербайджанский язык. На армянский язык первый перевод был сделан в 1849 году, а на грузинский — в 1860.

Похороны баснописца были пышными

    Скончался Иван Андреевич Крылов 9 (21) ноября 1844 года. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. В день похорон друзья и знакомые литератора вместе с приглашением получили по экземпляру изданных им басен, на заглавном листе которых под траурною каймою было напечатано: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию». Похороны были пышными. Граф Орлов — второй человек в государстве — отстранил одного из студентов и сам нёс гроб до дрог…

    В 1848 году Императорская академия художеств объявила конкурс на лучший проект монумента баснописцу. Через 1,5 года, рассмотрев десятки эскизов, комиссия выбрала работу скульптора Петра Клодта. Мастер корпел над памятником более 5 лет, его образ Крылова получился живым, выразительным. Мемориал установили в Летнем саду Санкт-Петербурга в 1855 году.

 

Наталья Швец
Репродукция портрета Ивана Крылова работы Карла Брюллова

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Забытое полотное»