Портрет Мнишек Левицкий написал в зените славы

Портрет Урсулы Мнишек Дмитрий Левицкий написал в зените славы

Портрет УрсулыПортрет польской аристократки Урсулы Мнишек художник Дмитрий Левицкий написал в зените своей славы. Овал был редок в его портретной практике, однако именно эту форму в 1782 году он выбрал для изысканного изображения светской красавицы.

   Перед нами — дама из высшего общества, щёки и скулы которой «горят», по моде конца  XVIII века, искусственным румянцем. Любезная, отрепетированная перед зеркалом, светская улыбка, не имеющая ничего общего с подлинными эмоциями, холодный отстранённый взгляд, лёгкий, впрочем, немного игривый, поворот головы… А ещё — парадный блеск атласа, прозрачность кружева и седина припудренного модного высокого парика, которые так мастерски передал художник…

  В принципе, она не красавица, но этот портрет, благодаря живописцу, вызывает восхищение. Ибо представительница высшего круга аристократии на нём выписана как живая. В раннем портрете Урсулы, принадлежащем кисти французской художницы Э. Виже-Лебрён (1776 г.), она изображена в более статичной позе, с непроницаемой маской светскости на лице.

Дочь воеводы и фрейлина императрицы

   Урсула Мнишек — дочь польского воеводы Яна Замойского и Людвиги Понятовской, сестры последнего польского короля Станислава Понятовского. В первом браке — Потоцкая. Во втором — супруга коронного литовского маршала Михаила Мнишека. Она была фрейлиной императрицы Екатерины II, кавалерственной статс-дамой. По меркам своего времени Урсула Мнишек была образованной женщиной. По крайней мере, современники называли её интересной собеседницей.

   Мнишек и верно отличалась начитанностью и интеллектом, увлекалась искусством, прекрасно рисовала, и оставила весьма ироничные и полные великолепных портретных характеристик мемуары. Императрица Екатерина II предстает в них «актёркою, ведущей свою ролю на театре». А она сама — изнеженной, но волевой и властной красавицей, умеющей сдерживать свои чувства в придворной обстановке…

   Будучи любимой племянницей польского короля, графиня Урсула Мария Анна Мнишек входила в ближайшее его окружение. Более того, она часто была хозяйкой на официальных приёмах двора. Говорили, что именно для неё Понятовский поручил архитектору Доминико Мерлини реконструировать дворец в Демблине.

   В октябре 1781 года во время заграничного путешествия в резиденции графа Мнишека в Вишневецах несколько дней гостил великий князь Павел с супругой. В честь наследника был устроен грандиозный обед и бал с большим количеством приглашённых. А весной следующего, 1782 года, супруги Мнишек впервые посетили Санкт-Петербург, где Урсула была представлена ко двору и допущена к малым выходам. В столичном обществе она получила репутацию красавицы, и была известна своей болезненной гордостью и недоступностью. В это время Дмитрий Левицкий и пишет её знаменитый портрет.

Необычная Урсула

 Повторим, дочь воеводы была неординарной женщиной. Уже одно то, что она первой занялась распространением прививки оспы в Речи Посполитой, говорит само за себя.

  О графине Мнишек ещё при жизни ходило много слухов. Говорили даже, что она работала на одну из европейский разведок. В качестве подтверждения обычно приводился вояж двенадцати отважных польских дам в компании мадам Витт на торговом корабле «Екатерина Великая» в Константинополь. Внешне двухмесячная поездка выглядела как развлекательная. Путешественницы везли с собой музыкантов, и в пути репетировали трагедию Расина. Большинство историков склоняется к мнению современников похода, что миссия эта носила скорее разведывательный характер, чем туристический.

   В преддверии русско-польской войны графиня Мнишек уехала к матери в Вену. Её отъезд вызвал много неодобрительных отзывов в польском обществе. Надо отдать должное знатной панне — она была верной спутницей мужу. В 1793 году даже сопровождала его на Гродненский сейм, где граф Мнишек отказался подписывать акты о разделе Речи Посполитой и покинул должность великого коронного маршала.

Носова передала портрет в Третьяковку

   После подавления восстания Тадеуша Костюшко высочайшим рескриптом от 21 ноября 1794 года основным местом пребывания короля Станислава-Августа был избран Гродно (ныне — областной центр Беларуси). В это время графиня Урсула с семьей находились в Варшаве. Не имея средств для жизни в столице, она пытались получить паспорт на выезд, но всякий раз получала отказ.

   К концу 1790-х Мнишеки были почти разорены. Заботясь о материальном благосостоянии своих родных, король Станислав-Август помогал им как мог, даже просил императрицу о дозволении жить им вместе с ним в Гродно. Получив разрешение, в июне 1795 года семейство, на то время у них уже было трое детей, прибыло в Гродно и вместе с другими многочисленными родственниками поселилось в королевском замке…

   Написанный Дмитрием Левицким портрет долгое время находился в собственности семейства Мнишек. В 1908 году в Париже при распродаже родового собрания его купила Евфимия Павловна Носова (Рябушинская по рождению). В 1917 году, после Февральской революции, Носова передала всю свою коллекцию в Третьяковскую галерею.

Сын священника и гравёра

  Дмитрий Григорьевич Левицкий родился в Киеве в 1735 году. Его отец Григорий Левицкий был священником и гравёром, в молодости получил хорошее образование, посещал Западную Европу. Работал он по заказам Киевской духовной академии, которая в первой половине XVIII в. была одним из важнейших художественных центров.

   Благодаря отцу будущий живописец с малолетства приобщился к обстановке активной художественной деятельности. Отец же стал и первым учителем Дмитрия.

   Большое значение имела для Левицкого встреча с известным русским художником Алексеем Антроповым, который три года работал над внутренним убранством Андреевской церкви в Киеве. Несколько лет спустя, когда Антропов уже обосновался в Петербурге, среди его учеников числился и Левицкий, приехавший в столицу Российского государства в 1758 г. Школа, которую прошёл здесь начинающий живописец, несомненно, оказала влияние на формирование Левицкого-портретиста.

Галерея портретов

 С 1762 года Дмитрий Левицкий работает уже как самостоятельный мастер, выполняет государственные и частные заказы. Первой его работой было участие в подготовке к коронационным торжествам в Москве по случаю восшествия на престол императрицы Екатерины II. Но самой плодотворной полосой был Санкт-Петербургский период жизни.

   Работы кисти Левицкого имеют большой успех, в том числе на ежегодной летней академической выставке. За портрет архитектора Александра Кокоринова он получает звание академика. Затем художника произвели в советники Академии художеств, а вскоре предложили возглавить в ней портретный класс, коим он бессменно руководил до 1787 года.

  В обширной галерее портретов, созданных Левицким, представлены разные люди. Здесь и величественная Екатерина II, показанная мудрой и просвещённой правительницей, французский философ-энциклопедист Дени Дидро, отец художника, публицист, просветитель и издатель Николай Новиков…

Смолянки

  Вершиной достижений Левицкого искусствоведы считают серию портретов смолянок – воспитанниц Смольного института благородных девиц, написанных по заказу Екатерины II в 1772-1776 гг. По замыслу императрицы на педагогической ниве необходимо было создать «новую породу» людей, свободных от пороков общества. Осуществление этой утопической идеи возлагалось, в частности, на Смольный институт.

  Покорённый обаянием молодости своих моделей, Левицкий создаёт ансамбль из семи полотен. Это двойные портреты Феодосии Ржевской и Настасьи Давыдовой, Екатерины Хрущёвой и Екатерины Хованской, а также портреты Екатерины Нелидовой, Александры Левшиной, Екатерины Молчановой, Глафиры Алымовой и Натальи Борщовой.

    Он не делает ни малейшей попытки скрыть или приукрасить далеко не идеальные черты своих героинь. Более того, ситуации, в которые мастер поместил своих героинь, дали ему возможность раскрыть характер каждой.

    Готовые портреты были помещены в резиденции императрицы, в Куропаточной гостиной Петергофа. После Февральской революции они попали в Русский музей, где хранятся по сей день…

Забытый мастер

  Развитию карьеры художника помешало масонство, к которому Екатерина II относилась более, чем отрицательно. Теперь ему в укор ставили абсолютно всё и, прежде всего, — дружбу с Новиковым. Левицкий впал в немилость. Академию художеств он покинул с нищенской пенсией. Напуганные опалой, власть имущие перестали заказывать ему портреты…

   Талантливого творца стали забывать. Последнюю четверть жизни он почти не работал, а потом и вовсе ослеп… Современники описывали, как слепой старик долгими часами стоял на коленях в церкви и всё о чем-то просил Господа… Умер Левицкий в 87 лет, практически полностью забытым.

Наталья Швец
Репродукция картины Дмитрия Левицкого «Портрет Урсулы Мнишек»

 

Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи» — «Дурная слава портрета Лопухиной»