Картина «Опять двойка» — шедевр соцреализма

Картину Фёдора Решетникова «Опять двойка», созданную в 1952 году, называют шедевром соцреализма. Благодаря сюжету об ученической жизни, из года в год её печатали в школьных учебниках СССР, а на уроках русского языка писали по ней сочинения. Известный всем оригинал хранится в Третьяковской галерее. А вот её раннюю авторскую версию можно увидеть в собрании фонда Art Russe.

Картина «Опять двойка» считается второй частью художественной трилогии Решетникова. Первая, также хорошо известная, «Прибыл на каникулы» (1948), тоже находится в Третьяковке, а вот третья — «Переэкзаменовка» (1954), особой популярности не приобрела. Долгие годы она находилась в частном владении, а потом была вывезена в США, где хранилась у торговца предметами искусства во Флориде. В конце концов работу выставили на аукцион, где её купил и возвратил в Россию арт-фонд Филатовых.

Художник подчеркнул связь между частями трилогии интересным способом. В левом углу картины «Опять двойка» видна репродукция более раннего полотна «Прибыл на каникулы», а в левом углу «Переэкзаменовки» есть репродукция картины «Опять двойка».

Опять двойка

Сюжет картины «Опять двойка» повторяет сюжет «Провалился», созданной в 1885 г. художником Дмитрием Жуковым. И всё же они разные. На картине XIX века неудача гимназиста показана как общий крах, ведь мальчик — старший мужчина в семье.

На советской картине изображён обычный лодырь-неудачник. Его осуждает старшая сестра и над ним смеётся младший брат. А у матери и вовсе нет сил бороться с бездельником. Только собака рада своему приятелю и весело прыгает, встречая его.

Интересно, что другим прототипом сюжета о двоечнике является картина Алексея Корина «Опять провалился» (1891). Но там главный герой, как и у Жукова, тоже старше главного героя Решетникова.

По мотивам сюжета «Опять двойка» был создан одноимённый эпизод детского киножурнала «Ералаш» (124 серия). Также это произведение показано в одноимённом мультфильме из цикла «Приключения Мурзилки», там мальчика зовут Колей.

Две версии

Поначалу Фёдор Решетников собирался писать картину «Опять пятёрка», думая воплотить на холсте радостный сюжет. Он пошёл в школу. Учителя усадили его в конце класса. Он наблюдал и всё зарисовывал.

Ребята смущались, полагая, что в классе присутствует «дяденька из Гороно» (Городской отдел народного образования — авт.). Учитель вызвал к доске одного отличника и дал несложную задачу. Но мальчик настолько растерялся, что не мог её решить. Более того, от страха он не слышал подсказок от своих товарищей. Стоял, опустив голову и молча крутил мел в руках.

Хотя есть и другая версия. Вроде как сюжет картины Решетников нашёл в своей семье, а прообразом мальчика стала дочь художника Люба. Девочка порой получала двойки и в такие дни всегда спешила проскользнуть незамеченной на кухню. И это её расстроенное лицо и виноватый взгляд художник постарался сохранить у героя картины.

Сюжет

На картине «Опять двойка» Решетников изобразил семью, которая встречает вернувшегося из школы мальчика. Его вид красноречиво свидетельствует: вместо уроков он катался на коньках или играл «в войну» с друзьями.

Младший брат и собака рады видеть видеть мальчишку и явно хотят с ним поиграть. А вот мать и старшая сестра явно не в восторге. Как отмечают искусствоведы, здесь наблюдается явное разделение на негативных и положительных персонажей. Кроме того, есть сочувствующие лица.

Есть ещё один занимательный аспект – композиция полотна. Персонажи выстроены в форме треугольника, вершина которого упирается в картину, висящую на стене. И узнать её не сложно, как уже было отмечено. Это написанная ранее картина самого Решетникова «Прибыл на каникулы».

Ну а сюжетным продолжением истории, как мы тоже уже знаем, является «Переэкзаменовка».

О персонажах

Прежде чем взяться за картину, Решетников сделал много подготовительных эскизов. Он старательно искал модели, прекрасно понимая, что от этого зависит успех. В итоге, в роли двоечника выступил сын известного художника Густава Клуциса, репрессированного и расстрелянного в 1938 году. Его семья жила по соседству с Решетниковым, в том же доме, и после ареста они поменялись квартирами. Так что на картине изображена бывшая квартира Клуциса. А вот весёлую собаку написал коллега по творческому цеху Аркадий Пластов.

Кстати, с ней связана отдельная история. Пёс никак не хотел стоять на задних лапах. Тогда художник купил колбасу. Хозяин собаки поднимал по кусочку и пёс с охотой за ними тянулся, опираясь на задние лапы. Так повторялось до тех пор, пока не кончилось всё лакомство. Но к этому моменту эскиз уже был готов.

В следующих эскизах появились сестрёнка и младший брат… Отца нет. Может быть он на работе, а может умер от полученных на фронте ранений… По крайней мере, очевидно, что семья не бедствует. Ведь ковер, велосипед и часы для 1952 года являлись показателями благосостояния.

Три периода творчества Решетникова

Фёдор Решетников родился в 1906 году в семье иконописца. В три года остался сиротой и воспитывался в семье брата. Учился на рабфаке искусств в Москве, в Высших художественно-технических мастерских. По комсомольскому призыву отправился в Арктику на «Челюскине», где был штатным художником.

В итоге получилось, что у Решетникова было несколько периодов творчества. Первый, связанный с этим арктическим походом и юмористическими шаржами. А вот второй — с детским жанром и работой на пленэрах. Кстати, все его пейзажи увезены за рубеж. Третий период начался 1960-е, когда Решетников вернулся к своей любви – карикатуре и создал ряд рисунков «Тайны абстракционизма», где высмеивал западные течения живописи.

Первую сталинскую премию он получил за картины «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин» и «Прибыл на каникулы», вторую ему вручили за картину «За мир!».

В 1953 году Фёдор Решетников стал членом Академии художеств СССР. В 1953–1957 годах преподавал в Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова, в 1956–1962 годах — в Московском педагогическом институте имени В.И. Ленина.

В 1956 году художник был удостоен звания Народного художника РСФСР. Начиная с этого периода в творчестве Решетникова преобладающее место заняла сатира, став его подлинным призванием. Он увлечённо разоблачал формализм в искусстве, создавал острые графические шаржи на коллег.

В 1974 году Решетников был избран вице-президентом Академии художеств и получил звание Народного художника СССР. В последующие годы за заслуги в области искусства и народного образования был награждён орденами Ленина и Октябрьской Революции.

Фёдор Павлович Решетников скончался 13 декабря 1988 года в Москве. Был похоронен на Ваганьковском кладбище (42 участок.) Рядом с ним покоится и его супруга, Лидия Исааковна, пережившая любимого мужа всего на три года.

 

 

 

 

 

 

При подготовке публикации были использованы следующие материалы:

Решетников, Фёдор Павлович // Энциклопедия «Кругосвет».
Картины Решетникова
Сайт музея Ф. П. Решетникова
Моя работа над картиной „Опять двойка“» (в кн. «Из творческого опыта. В.1. Н. Н. Жуков, Ю. М. Непринцев, Ф. П. Решетников», М., 1955), «Тайны абстракционизма» (М., 1963).

 

 

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» —
Юрий Кугач — один их патриархов русской школы живописи