Отступление наполеоновской армии на картине Иллариона Прянишникова

Отступление наполеоновской армии изобразил Илларион Прянишников на своей единственной, написанной на историческую тему, картине. И это полотно под названием «В 1812 году» стало хрестоматийным. Оно оказало влияние на художественную среду, копии тысячами расходились в лубках, по мотивам живописного произведения ставились представления во время народных гуляний.

Свидетельство времени — Константин Юон в «Гулянье на Девичьем поле», которое хранится в Третьяковской галерее, запечатлел лубок с работы «В 1812 году».

Это полотно Прянишникова оказало значительное влияние на художников последующего поколения. События войны 1812 года запечатлены в работах Алексея Кившенко «Военный совет в Филях в 1812 году» (1882, Третьяковская галерея), Сергея Коровина «1812 год» (1880-е, картина не сохранилась), Василия Верещагина «Наполеон I на Бородинских высотах» (1897, Государственный исторический музей).

Французские солдаты

Илларион Прянишников начал работать над темой партизанского движения во время Отечественной войны 1812 года в 1868-м. Он тщательно вынашивал образы, неоднократно варьировал композицию. В настоящее время известно семь авторских вариантов произведения. Один из них находится в Третьяковской галерее.

На этой картине пред нами предстают замёрзшие и замученные солдаты, в которых трудно узнать доблестную наполеоновскую армию, завоевавшую Европу. Французы легко одеты для суровой русской зимы, их боевой дух сломлен, они голодны и устали.

Отступление наполеоновской армии

Отступать из разорённой Москвы неприятелю было непросто. Дорогу им преграждали русские войска и партизанские отряды. Жители местных деревень жгли французские запасы, громили обозы и даже убивали неприятеля… Именно этот момент: отступление наполеоновской армии, которая двигается по разорённой старой Смоленской дороге, изобразил художник.

По заснеженному полю с неубранными снопами тянется вереница французов, которых конвоирует отряд партизан. Неподготовленные к суровым русским зимам, солдаты бредут в тонких парадных мундирах, кутаясь в женские платки, крестьянские обмотки. Недавние блистательные офицеры превратились в голодных, съежившихся от холода, вызывающих жалость людей.

Французы идут под конвоем старика с рогатиной на плече и крестьянки в красной юбке и оранжевом платке, вооружённой вилами. Она держит отобранные у врага парчовую ризу и православную икону. Однообразно серая масса пленных, идущих по нескольку человек в ряду, производит впечатление обречённости и уныния.

Прянишников сумел показать, что победа в Отечественной войне стала возможной только благодаря сплочённости всего русского народа, сумевшего объединиться перед лицом опасности.

Дубина народной войны

Идея картины Прянишникова сильно перекликается с тем, как изложил события 1812 года Лев Толстой в романе «Война и мир». Помните, как он написал: «Дубина народной войны поднялась со всей своею грозной и величественной силой».

Кстати, художник был хорошо знаком с Львом Николаевичем. Толстой часто заходил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, чтобы пообщаться с преподавателями и профессорами.

Интересно, что картина «В 1812 году» близка по композиции работе французского художника Жан-Луи-Эрнста Мейссонье «Французская кампания 1812 года» (1864, Музей Орсе). Однако содержание их прямо противоположно.

У Мейссонье Наполеон на белом коне во главе своих войск направляется в сторону Москвы. А у Прянишникова показано отступление наполеоновской армии. Армия на картине французского художника двигается слева направо, то есть на Москву, и воспринимается как победное энергичное шествие. В картине же Прянишникова движение показано наоборот — справа налево, то есть, от Москвы. Это производит противоположный психологический эффект: оно воспринимается как движение вспять и олицетворяет изгнание наполеоновских войск русским народом.

Большой художник Прянишников

Художника Иллариона Прянишникова можно назвать хорошим и большим мастером. Этот выходец из крестьянской семьи внес серьёзный вклад в развитие русской живописи.

Родился он в селе Тимашово Боровского уезда Калужской губернии. Уже в двенадцать лет мальчик оказался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества — престижном и знаменитом. Однако он был так беден, что вынужден был оставить учёбу и пойти в услужение в купеческую лавку, чтобы не умереть с голода. Но его талант уже заметили и вернули в училище. Более того, дали возможность учиться бесплатно и предоставили жильё.

В студенческие годы Прянишников сошёлся особенно близко с Василием Перовым, который сделал с него портрет. И теперь молодого Прянишникова мы видим на картине «Приезд станового».

Признание

Илларион Прянишников принял самое активное участие в создании Товарищества передвижных художественных выставок, без которого просто невозможно представить себе историю и развитие нашей национальной живописи. Он стал одним из учредителей этой организации, был бессменным членом его правления и выставлялся на всех выставках.

В качестве признания ему доверили работу над фресками храма Христа Спасителя, к чему допускались лишь избранные мастера.

Кроме того, Илларион Прянишников работал со своими товарищами-художниками над целой серией картин, посвящённой обороне Севастополя. Из более чем 90 сюжетов 18 были созданы Прянишниковым. Однако к написанию холста «В 1812 году», в котором изображено отступление наполеоновской армии, его всё-таки подтолкнуло близкое знакомство с Толстым.

Варианты «В 1812 году»

1868 годом датируется первоначальный вариант картины, на которой изображена удаляющаяся вглубь процессия. Он очень сильно отличается от последующих. В них уже исчезнут и верховой в левом углу картины, и дым пожарищ, и полузанесённые снегом трупы.

В Русском музее хранится этюд, где изображён старик крестьянин с рогатиной на плече и топором за поясом. В Минской картинной галерее можно увидеть вариант картины, датируемый тем же 1868 годом. Прянишников рисует занесённое снегом поле с неубранными снопами, по которому тянется вереница пленных, конвоируемая мужиками и бабами. Шествие открывает пожилой крестьянин с рогатиной на плече и топором за поясом. Пленные имеют крайне жалкий вид, их костюмы представляют странную смесь остатков нарядных мундиров и награбленной одежды — женских платков, шуб и разного тряпья.

Картина «В 1812 году», хранящаяся в Музее Л.Н. Толстого, датируется 1873 годом и представляет авторскую копию белорусского варианта, отличаясь лишь большой цельностью и мягкостью колорита.

Вариант из Третьяковки

Очевидно, первые варианты не удовлетворили Прянишникова, и он не дал их на III Передвижную художественную выставку. Там демонстрировалось полотно, которое сейчас находится в Одесской картинной галерее. На нём художник изобразил крестьянина более пожилым, умудрённым жизнью, придал его лицу особую духовную красоту и благородство.

Наконец, к 1874 году относится вариант картины, находящийся ныне в Третьяковской галерее.  Здесь живописец добавил две новые фигуры пленных в тёмных заиндевелых мундирах со связанными за спиной руками, по силуэту напоминающих нахохлившихся ворон. Старик-крестьянин, что идёт следом за ними, и женщины не подгоняют пленных, а терпеливо ждут слабых и отставших.

На фоне свинцового неба и морозной пелены красные мундиры и эполеты пленных кажутся похожими на последние вспышки костра. Люди, в прямом смысле слова, продрогли до костей. Но особенно художнику удалось выписать снег, который лежит на мундирах солдат и подчёркивает блеск окладов икон и парчовых риз. Все эти детали Прянишников изобразил как большой мастер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наталья Швец

Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи» — Иван Крамской: «Букет цветов. Флоксы»