Картинам Прянишникова свойственна достоверность

Картинам Прянишникова

Картинам Прянишникова свойственна достоверность деталей

Картинам Прянишникова

За картину «Шутники. Гостиный двор в Москве» Илларион Прянишников получил большую серебряную медаль и звание классного художника III-й степени. Картина принесла художнику широкую известность. Она даже была направлена на Международную выставку в Вене, но не была экспонирована. Известный критик  Владимир Стасов высказал мнение, что сделано это было «из-за боязни показывать свои язвы Европе».

    Сюжет картины «Шутники. Гостиный двор в Москве», написанной Илларионом Прянишниковым в 1865 году,  навеян одноименной пьесой Александра Островского. Её  премьера состоялась в 1864 году в Санкт-Петербурге и Москве. Купцы и приказчики «шутят» . Они напоили и издеваются над отставным чиновником.  Ради лишнего гроша мелкий клерк вытанцовывает перед ними наподобие базарного паяца.  Такой сцены в пьесе Островского нет, но художнику она дала возможность показать бездушие и жестокость мира лавочников. Акцент в картине сделан на зрителей действа, которые ко всему прочему являются инициаторами затеянного ими издевательского «представления»…

    В своей картине Прянишников отказался от гротеска. Образ чиновника настолько разработан, что его биография становится ясной с первого взгляда. На груди медаль за двадцать лет беспорочной службы. Сам старик одет в порыжевший от времени костюм. На голове седые, аккуратно подстриженные волосы… Все эти детали красноречиво свидетельствуют о том, что этот человек честно трудился всю свою жизнь. Подобно режиссеру,  художник точно и продуманно определяет значение каждого участника сцены,. При этом он сумел противопоставить чиновнику купцов, людей, которые измеряют достоинство человека толщиной кошелька.

Каждая деталь заставляет задуматься

     Лично я, глядя на картину  «Шутники. Гостиный двор в Москве» почему-то думала не о трагедии маленького человека, столь ярко описанной в произедениях Гоголя и Чехова.  На память мгновенно приходит показанный несколько лет назад по НТВ фильм «Дикие деньги». Там есть такой эпизод: известный бизнесмен швыряет пачками доллары пачками в толпу танцующих чиновников. По крупному счёту, за столько лет ничего в нашей жизни не изменилось…

    У Прянишникова был великий дар. Он умел заставить говорить на своих полотнах каждую деталь. Так, например, в картине «Чтение письма» икона была дана просто как деталь обстановки овощной лавки. В «Шутниках» эта же деталь заиграла по-новому. Она заставляет острее понять ханжескую мораль купцов, которым показная набожность не мешает издеваться над беднягой.

    Не удивительно, что картина вызвала негодование некоторых «ревнителей» официального академического искусства. Многие посчитали, что молодой живописец выступил разрушителем «высокого» предназначения искусства выражать вечные истины. Так что нет ничего удивительного в том, что на венской выставке полотно представлено не было.

Преподаватель Васильев помог своему ученику

   Надо сказать, что Иллариону Михайловичу Прянишникову принадлежит видное место в истории русского искусства второй половины XIX века. Его по праву считают одним из талантливейших жанристов-шестидесятников. Кроме того, он был членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок и талантливым преподователем. Но самое важно — сумел отразить в своём творчестве этапы развития реалистической живописи в самые разные периоды.

    Итак, будущий гениальный мастер в родился в селе Тимашово Боровского уезда Калужской губернии в семье небогатого купца. Рисование полюбил с детства. Ему даже удалось поступить в Московское училище живописи и ваяния. Однако тяжёлое материальное положение семьи заставило менее чем через год оставить учебу и  пойти работать «мальчиком» в купеческую лавку. Лишь через несколько лет, благодаря бескорыстной помощи  преподавателя Евгения Васильева, который представил ему «и стол и кров» и помог добиться права на бесплатное обучение, Прянишников смог вернуться в училище и закончить художественное образование.

   Прянишников учился у таких известных мастеров, как Евграф Сорокин, Сергей Зарянко, Аполлон Мокрицкий.  Во время учёбы он близко сошелся с Василием Перовым. В 1857 году, когда Перов работал над картиной «Приезд станового», позировал ему для создания образа главного героя. А в 1862 году они вместе провели лето в Троице-Сергиевой Лавре.

Его работы всегда отличала характерность

   В самостоятельных работах Прянишникова начала 1860-х годов («Мальчик-коробейник», «Чтение письма в мелочной лавке»- авт.) уже достаточно ярко проявились характерные черты его таланта. Это прежде всего сочная живопись и способность к живым, точным социально-психологическим характеристикам. А с появлением в 1865 году картины «Шутники. Гостиный двор в Москве» он прочно занял одно из первых мест среди художников-реалистов того времени.

   В работах второй половины 1860-х — начала 1870-х годов Прянишников обращался к самым различным сторонам русского быта. Он изображал убогие развлечения городского люда, толпящегося у двери балагана, на которой написано «Въ хоть в «Тиатръ Марийанеток» («У театра марионеток»); страдания бездомных нищих («Калики перехожие, поющие Лазаря»); непосильный труд измученных женщин-работниц («Швея»). В картине «Любитель» художник едко высмеял тип сластолюбивого богача-сибарита, поклонника «изящных искусств».

Павел Третьяков нарушил собственное правило

    С начала 1870-х годов Прянишников и переходит ко все более «многомерному» изображению действительности. Его внимание привлекают «положительные» явления в истории и современной жизни народа.  Две картины Прянишникова — «Погорельцы» и «Порожняки», выставленные на I-й выставке передвижников, состоявшейся в 1871 году, были встречены с восторгом. Особенно удачна последняя, изображающая возвращающийся зимним вечером из города в деревню обоз. Переданная художником грустная поэзия унылых бескрайних просторов, образ зябнущего в санях юноши, везущего драгоценную связку купленных книг, ассоциировалась с поэзией Николая Некрасова.

   «Каждая из картин этого высокодаровитого художника, — писал в рецензии на выставку Михаил Салтыков-Щедрин, — представляет отрывок из действительности до такой степени трепещущий, что зритель невольно делается как бы непосредственным участником той жизни, которая воспроизводится перед ним».

    Это произведение было приобретено одним из коллекционеров задолго до открытия выставки. А известный меценат Павел Третьяков, нарушив собственное правило — не иметь повторений и копий в своем собрании — заказал художнику повторение картины.

    В 1864 году Прянишников за картину «Чтение письма в мелочной лавке» был награждён малой серебряной медалью. А вскоре он начинает принимать активное участие в создании Товарищества передвижных художественных выставок…

«Охотнничья» тема в работах художника

     Среди сюжетов, к которым обращался Прянишников в 1870-х — начале 1890-х годов, заметное место занимают эпизоды из жизни охотников и рыболовов. Данная тема возникла в его творчестве не без влияния его друга, Василия Перова. Подтверждением тому служит картина «Художник Перов на охоте», которую он написал сразу после знаменитых перовских «Охотников на привале».  В двух последующих работах «Конец охоты», «На тяге» ему удалось достичь естественности и поэтичности сочетания человека и пейзажа. На полотне «Охота пуще неволи» Прянишников умудрился соединить мягкий юмор бытовых зарисовок и чувство красоты летнего дня.

   В 1880-90-е годы Прянишников работал и над масштабными полотнами.  Сюжеты подсказывала сама жизнь. «Для нас, русских жанристов, Москва — клад», — говорил Прянишников, — тут и Гоголь, и Островский, и Тургенев, и Толстой — все собрано воедино; смотри и наблюдай за нашей чисто русской жизнью». Живя преимущественно в Москве, он постоянно ездил на Русский Север для зарисовок с натуры. Неоднократно бывал в Лальске, у старшего брата Сергея.

    На многих картинах Прянишникова можно увидеть сам Лальск, бумажную фабрику, директором которой  был его брат. На последней неоконченной картине художника «Крестный ход» изображена церковь Покрова на Лузе.

Ученики о своём учителе

    Многие из ставших потом известными художников, были его воспитанниками по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества. Все они высоко ценили  мастерство и советы, как они ласково называли своего педагога, «Пряника».

    Художник Михаил Нестеров потом с любовью напишет: «Бывало, ждем не дождемся, когда появится бодрый, остроумный, немного грубоватый, но такой искренний, прямой Илларион Михайлович».  А Константин Коровин вспоминал о своем отношении к «высокому, худому, со светлыми соколиными глазами, учителю: «Не жалуешь и не надо, ну и ничего, а любил я его всей душой и считал талантливейшим человеком… Это был мужчина, это был честнейший человек, человек свободы и силы… Он понимал характер русской жизни и русского типа как редкий художник».

   И ещё, Прянишников стал первым из живописцев, который изобразил Отечественную войну как народную. Не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине, настоящими победителями  над армией Наполеона. Суровость исторического мотива не помешала Прянишникову передать своё восхищение красотой русской зимы.

       Прянишникова не стало 12 марта 1894 года. Он похоронен на кладбище Алексеевского женского монастыря в Москве.

Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи»  —  «Руководство музея увидело в «Большевике» иной смысл, чем тот, который был воплощён художником»

Наталья Швец

Репродукция картины Иллариона Прянишникова «Шутники. Гостиный двор в Москве»