Христос у Ивана Крамского — обычный человек

христос

Христос у Ивана Крамского борется с искушением как обычный человек

христос

В конце зимы 1863—1864 года в квартире Ивана Крамского на Васильевском острове побывал девятнадцатилетний Илья Репин. Будущий мастер видел в мастерской художника голову Христа, вылепленную из глины, а также похожую голову, написанную на холсте. Крамской рассказал Репину о глубокой драме жизни Христа, о его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей. Больше всего Репина поразило то, что Крамской говорил о Христе, как о близком человеке. 

     Тема искушения Христа заинтересовала русского художника Крамского ещё в начале 1860-х годов. Он тогда учился в Академии художеств и увлекался творчеством Александра Иванова. Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на него также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря».

   Законченное произведение «Христос в пустыне» Ивана Крамского было представлено в декабре 1872 года на 2-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников») в Санкт-Петербурге. Ещё до начала выставки Павел Третьяков выкупил полотно у автора за шесть тысяч рублей. По свидетельству современников, коллекционер даже не торговался с художником и сразу купил его за названную сумму. По собственному признанию Третьякова, это была одна из самых любимых его картин.

    Кстати, даже рама для картины была изготовлена по специальному заказу. По идее художника она также несёт часть смысловой нагрузки и дополняет образное содержание полотна: «Углы её перехвачены и скреплены верёвкой, образующей крестообразные петли. Это по-своему ассоциируется с идеей обречённости».

Философский трактат в красках

   «Христос в пустыне» называют «этапным произведением Крамского и значительным явлением всей русской живописи». По мнению критиков, это не просто живописное произведение, а скорее «созданный в красках философский трактат».

  Сюжет картины связан с описанным в Новом Завете сорокадневным постом Иисуса Христа в пустыне, куда он удалился после своего крещения, и с искушением Христа дьяволом, которое произошло во время этого поста. По признанию художника, он хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, неизбежную в жизни каждого человека.

   На картине изображён Христос. Он сидит на сером камне, расположенном на возвышенности в серой каменистой пустыне. Для изображения раннего утра художник использует холодные цвета. Линия горизонта делит картину пополам. В нижней части находится каменистая пустыня. В верхней — предрассветное небо. В одинокой фигуре Христа, одетого в красный хитон и тёмно-синий плащ-гиматий, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе».

Художник писал своего Христа слезами и кровью

    Сам автор описывал свою работу так: «На утре, усталый, измученный, исстрадавшийся, сидит один между камнями, печальными, холодными камнями; руки судорожно и крепко-крепко сжаты, пальцы впились, ноги поранены, и голова опущена. Крепко задумался, давно молчит, так давно, что губы как будто запеклись, глаза не замечают предметов, и только время от времени брови шевелятся, повинуясь законам мускульного движе­ния. Ничего он не чувствует, что холодно немножко, не чувствует, что у него все члены уже как будто окоченели от продолжительно­го и неподвижного сидения. Нигде и ничего не шевельнётся, только у горизонта чёрные облака плывут от востока, да несколько воло­сков по воздуху стоят горизонтально от ветерка. И он всё думает, всё думает. Страшно станет. Сколько раз плакал я перед этой фигу­рой! Ну что ж после этого? Разве можно это написать?.. Я могу ска­зать, что писал его слезами и кровью».

  При этом Христос у Крамского показан вполне земным человеком. В геометрическом центре холста изображены крепко сжатые кисти рук. Вместе с лицом они представляют смысловой центры картины, зону наибольшего «напряжения» в момент приятия решения. Художник не оставляет сомнения в том, что хотел пере­дать: свой путь каждому придётся вы­бирать самому…

   Он писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу». Он также вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой?», — «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали».

    Картина статична, в ней нет действия. Однако художнику удалось показать работу мысли Христа и силу его духа. Он писал: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а… не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать».

«Своего» Христа Крамской искал постоянно

   Из всех искушений Иисуса дьяволом, описанных в трёх Еванглиях, чаще всего художники обращались к первому ис­кушению — с камнями. Именно этот эпизод казался наиболее приемлемым для изобразительного искусства. К нему обратился и Иван Крамской.

   Первый вариант картины, оказавшийся неудачным, датируется 1867 годом. Известно, что для той картины ему позировал конкретный человек — крестьянин Строганов из слободы Выползово Переславского уезда Владимирской губернии. Однако вариант не удовлетворил художника. И всё потому, что Крамской посчитал ошибочным решение использовать вытянутый по вертикали формат холста, который практически весь был занят сидящей фигурой Христа. В результате не оставалось места для изображения каменистой пустыни. Этот забракованный художником вариант экспонировался на посмертной выставке Крамского, проходившей в 1887 году в Санкт-Петербурге. Его местонахождение в настоящее время неизвестно.

   Надо думать, найти верное решение помогла Крамскому заграничная поездка 1869 года, предпринятая специально для того, чтобы «вживую» увидеть то, как интерпретировали эту тему старые мастера. Из творений великих мастеров прошлого ему особенно понравилось полотно Тициана «Динарий кесаря», выставленное в Галерее старых мастеров в Дрездене. Тем не менее, во время поездки Крамскому не удалось найти тот образ Христа, как он потом признавался, «который мог бы захватить душу современного русского человека».

  По свидетельству художника Ильи Репина, в период работы над образом Христа Крамской «штудировал все мало-мальски подходящие лица, которые встречал в натуре, особенно одного молодого охотника-помещика, которого он написал потом с ружьём и в охотничьем костюме». По всей видимости, Репин имел в виду картину «Охотник на тяге», которая экспонировалась на 1-й Передвижной выставке (хранится в Национальном художественном музее Белоруссии). В пользу этой версии говорит и то, что телосложение охотника и тип его головы — с удлинённым овалом лица и открытым лбом — весьма похожи на образ Христа, изображённый на картине.

  Произведение, показанное на выставке передвижников в 1872 году, произвело на публику неизгладимое впечатление. Академия художеств даже хотела присудить Крамскому звание академика. Однако верный своим принципам не иметь ничего общего с официальным искусством художник от него отказался.

Наталья Швец

Репродукция картины Ивана Крамского «Христос в пустыне»

Публикация по теме: «Стычка с финляндскими контрабандистами — одно из первых двух полотен, приобретенных Павлом Михайловичем Третьяковым»