«Некрасов в период «Последних песен» — самая сильная работа Ивана Крамского

некрасов
«Н.А. Некрасов в период „Последних песен“». Иван Крамской. 1877-1878. Холст, масло.

Картину «Некрасов в период «Последних песен» искусствоведы по праву считают одним из самых сильных и выразительных портретов, вышедших из под кисти Ивана Крамского. По своему драматизму и сюжетному содержанию работу можно сравнить разве что с последним прижизненным портретом композитора Модеста Мусоргского кисти Ильи Репина…

  В 1875 году поэту Николая Некрасову поставили страшный диагноз – рак кишечника. Все, кому была дорога русская литература и кто любил творчество этого поэта, восприняли известие о его болезни как глубокое личное горе…

   Практически в это же время Павлу Третьякову пришла идея собрать портреты всех выдающихся людей своего времени. Процесс шёл довольно активно… И знаменитый коллекционер, высоко ценивший творчество Некрасова, узнав о нездоровье Николая Алексеевича, в числе первых пожелал иметь его портрет. Работать над ним предложили Ивану Крамскому. Состояние больного поэта заставляло торопиться, так что у мастера времени на раздумья не оставалось…

Работать было сложно

  Восемью годами ранее известный художник Николай Ге уже писал Николая Некрасова, но тогда мастеру было куда легче. В 1868 году поэт был ещё полон сил и энергии. А вот Ивану Николаевичу пришлось работать с человеком, который уже не вставал с постели.

 Крамскому очень не хотелось рисовать поэта больным и измождённым, да ещё и лежащего на подушках. Он просто не представлял, как можно показать потомкам великого Некрасова в таком виде? Сомнения охватили мастера, однако время не терпело промедления и все они были отброшены в сторону. В итоге портрет получился камерным, но зритель смог увидеть на нём человека с несгибаемой силой духа, да такой огромной, что на миг болезнь даже отступает.

Портрет

 На портрете Николай Некрасов очень худой и бледный. У него печальные, уставшие глаза, но внимательный взгляд может разглядеть в них пылающий огонь. Черты лица заострены, высохшая кожа смотрится словно пергамент, острое колено исхудалой ноги заметно обрисовывается под простыней. Болезнь довела Некрасова до полного истощения, но он продолжает трудиться. В руках Николая Алексеевича аккуратная стопка листов бумаги, на которых автор пишет свои «Последние песни».

 В картине продуманы все детали. На прикроватной тумбочке стоит чашка, а подле неё какие-то лекарства, чуть ниже – рукописи, книги, газеты. Очень трогательно выглядит небольшой звоночек, с помощью которого Некрасов, уже почти не передвигавшийся, подзывал к себе прислугу.

  На стене фотографии дорогих поэту людей — Николая Добролюбова, польского поэта Адама Мицкевича. В глубине комнаты виден скульптурный бюст Виссариона Белинского, бывшего его наставником. Именно Белинский научил поэта видеть и глубоко понимать социальные противоречия действительности.

Работа над портретом

 Следует отметить, что во время работы на портретом Крамской находился в зените своей славы. Среди коллег он пользовался огромным авторитетом. Его уважали как главу общества художников-передвижников, теоретика искусства и выдающегося художника. Для портретной коллекции Третьякова он уже создал несколько работ. В их числе прекрасные портреты писателя Льва Толстого и известного русского пейзажиста Фёдора Васильева. Кроме того, в экспозиции коллекционера висели и другие произведения мастера.

  Едва Крамской получил заказ от Третьякова, он тут же стал заходить к Некрасову, но над набросками практически не работал, а просто ухаживал за больным. Как он сам потом сообщил Третьякову в одном из писем: «Я дежурил всю неделю, и даже больше, у Некрасова, работал по 10-и, по 15 минут в день и то урывками; последние 3 дня, впрочем, по полчаса, так как ему относительно лучше».

Свидетель страданий

  Всё это время Крамской был свидетелем ужасных страданий поэта, но его больше потрясали не те муки, что он испытывал, а творческий огонь, который не смог затушить даже смертельный недуг. Именно в последние два года жизни поэт создал свой замечательный цикл «Последние песни», ставший своего рода прощальным откровением:

Борюсь с мучительным недугом,
Борюсь – до скрежета зубов…
О муза! ты была мне другом,
Приди на мой последний зов!
Могучей силой вдохновенья
Страданья тела победи,
Любви, негодованья, мщенья
Зажги огонь в моей груди!

 Неудивительно, что эти стихи произвели на Крамского, ставшего одним из первых слушателей «Последних песен», настолько неотразимое впечатление, что он воскликнет в восторге: «А какие стихи его последние, самая последняя песня 3-го марта «Баюшки-баю». Просто, решительно одно из величайших произведений Русской поэзии!»

Варианты портрета

 Первый вариант картины представлял собою погрудное изображение Некрасова со скрещёнными на груди руками. Этот портрет считается одной из творческих удач художника. Некрасов остался очень доволен работой Крамского и даже заказал ему две копии — одну для себя, другую для своих близких.

 Образ и верно получился: по бледному изможденному лицу Некрасова видно, что он нездоров, однако в его глазах столько энергии, что становится ясно — гений ещё успеет исполнить свою последнюю песнь! Но Крамскому явно чего-то не хватало и он решил продолжить работу.

  «Когда я начал писать портрет, то убедился сейчас же, что так сделать его, как я полагал, т.е. на подушках, нельзя. Да и все окружающие восстали: говорят – это немыслимо – к нему не идёт; что Некрасова даже в халате себе представить нельзя, и поэтому я ограничился одною головою, даже без рук. Дай бог справиться мало-мальски хоть с этим. Задача, прямо скажу, трудная, даже едва ли возможная, для кого бы то ни было, и если мне удастся сделать хотя что-нибудь сносное, я, право, буду считать себя молодцом».

Творческая удача

  Все, кто видел этот портрет Некрасова в экспозиции Третьяковской галереи, наверняка обратили внимание, что холст с изображением полулежащего на постели Некрасова состоит из нескольких частей. Изображение головы поэта является как раз портретом «головы без рук», который был написан Крамским у постели больного Некрасова ещё при жизни поэта.

  Для того, чтобы при перемене композиции не писать заново уже отработанную голову, Крамской вырезал, следуя её форме, тот кусок холста, на котором она была написана, и перенёс его в соответствии с изменившимся замыслом в другое место – выше. В настоящее время краска в местах обреза потрескалась, осыпалась и контуры вставок, и швы, образовавшиеся при надшивах холста, стали явственно заметны, но лицо поэта всё также прекрасно и благородно.

  Этот портрет классика русской литературы и верно является одной из самых сильных и выразительных работ Ивана Крамского.

  Картина «Н.А. Некрасов в период „Последних песен“» или «Портрет Н.А. Некрасова на постели» была представлена на VI-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников») в Москве в 1878 году, сейчас является частью собрания Государственной Третьяковской галереи.

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи»:   Впечатления от воинской службы Леонид Пастернак отразил в картине