Павел Третьяков опередил государя

Павел Третьяков — московский купец, опередивший государя

павел третьяков

Известный натурный портрет Павла Третьякова принадлежит кисти художника Ильи Репина. Выполнил он его в 1883 году по собственной инициативе. Коллекционер не любил позировать, но, уступив просьбам художника, приезжал в его мастерскую. Репин представил фигуру Третьякова на нейтральном фоне со сложенными на груди руками.

    В 1901 году по заказу Совета Третьяковской галереи Репин исполнил второй, посмертный, портрет Третьякова. В нём художник использовал композиционные приёмы из натурного изображения: похожий разворот фигуры и характерный для коллекционера жест. По замыслу Ильи Репина, Третьяков стоит в зале своей галереи, рядом с лестницей, на фоне полотен живописцев начала XX века. В посмертном портрете коллекционера художник стремился создать реальное и одновременно символическое пространство русского искусства, на благо которого трудился меценат. Одновременно Репин вернулся к натурному портрету и переписал фон. Замысел мастера, создавшего портрет-памятник, нашёл отражение и в небольшом живописном этюде, на котором «в позе Третьякова» в том же зале представлен один из старейших хранителей галереи Николай Мудрогель.

    Имя Павла Третьякова навсегда осталось в названии основанной им художественной галереи. После смерти основателя делами галереи стал заниматься Совет попечителей, избираемый думой. Кроме председателя – городского головы князя Владимира Голицына – в первые годы в него входили от российских художников Валентин Серов, от московских коллекционеров — Илья Остроухов и Иван Цветков. От семьи Третьяковых в Совет вошла дочь Павла Третьякова Александра Боткина.

Отцу он помогал с детства

   Было бы несправедливым столько времени писать о шедеврах Третьяковки и ничего не сказать о человеке, благодаря которому эти шедевры стали широко известны миру и доступны всем на обозрение.

  Павел Михайлович Третьяков (1832 – 1898) родился в Москве в купеческой семье. Отец, Михаил Захарович, был владельцем льнопрядильных фабрик и крупным торговцем текстилем. Павел был старшим ребёнком в семье. У него был младший брат Сергей и сестры Елизавета и Софья.  Все дети получили домашнее образование. Ещё подростком Павел помогал отцу. Вместе с братом Сергеем он исполнял обязанности «мальчика при лавке».

  К концу 40-х годов XIX века купцы Третьяковы владели пятью торговыми лавками. Но кормилец семьи Михаил Захарович Третьяков внезапно заболел и умер. Семейную торговлю возглавила мать Александра Даниловна. Когда же сыновья возмужали, она передала управление им. Всю ответственность за семью и торговлю взяли на себя Павел и Сергей.

 Братья Третьяковы взяли себе в компаньоны мужа сестры. Так в 1860 году появился «Магазин полотняных, бумажных, шерстяных товаров, русских и заграничных Торгового дома П. и С. братьев Третьяковых и В. Коншина» на Ильинке. Дела шли успешно, и в 1866 году братья открыли в Костроме прядильную и ткацкую мануфактуру. А ещё, желая расширить дело, молодые Третьяковы занялись производством бумаги — они стали владельцами бумагопрядильных фабрик с общей численностью рабочих в пять тысяч человек.

Идея собрать коллекцию картин воодушевила Третьякова

  Интерес к великому искусству проявился у Павла в двадцать лет, после посещения Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Именно тогда и возникла мысль собрать собственную коллекцию живописи. Он понимал, что сбор уникальной коллекции займет всё свободное время, но идея была воодушевляющей.

   В 1856 году Павел Третьяков приобрёл картины «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия  Худякова и «Искушение» Николая Шильдера. Этот год считают временем рождения коллекции будущей Третьяковской галереи. Вслед за первой в доме Третьяковых появилось много других работ, заслуживающих внимания. Не имея особого опыта, Павел Михайлович решил сосредоточиться на собирании работ современных ему русских художников.

  В 1860 году, впервые отправившись за границу по делам своего Торгового дома и для самообразования, Павел Третьяков составил завещание. В нём говорилось: «Капитал же сто пятьдесят тысяч р. серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи…».

   Вернувшись на родину, Третьяков продолжил коллекционирование. Он решил «собрать русскую школу, как она есть, в последовательном своем ходе». «Я беру… только то, что нахожу нужным для полной картины нашей живописи», – писал он Льву Толстому. «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие»

   Со многими художниками собиратель познакомился лично, некоторые стали его друзьями. Он не пропускал ни одной выставки, и часто ко времени открытия некоторые картины уже были куплены Третьяковым, который успел увидеть и приобрести их, побывав в мастерских художников.

Меценат

  В характере Третьякова сердечная отзывчивость и доброта сочетались с требовательностью, прямотой, твёрдой деловой хваткой. Десятилетиями он материально поддерживал художников, помогал Ивану Крамскому, Василию Перову, многим другим. Опекал училище глухонемых, был организатором приюта для вдов и сирот неимущих художников. В то же время, покупая картины, он называл весьма умеренные цены. Терпеливо торговался с авторами, иногда отказывался от слишком дорогих произведений, которые очень хотел приобрести. Берёг деньги всё для той же цели: собрать как можно больше произведений, представить русскую школу не только в лучших её проявлениях, но и со всей возможной полнотой.

   Чуткость к искусству, всегдашняя искренность, готовность оказать материальную и нравственную поддержку, а главное, воодушевлявшая Третьякова высокая цель снискали ему глубокое уважение и любовь художников. Всё самое честное и передовое в искусстве того времени тянулось к Третьякову, помогало ему. Между художниками даже имелся некий молчаливый уговор о предоставлении права первого выбора Третьякову.

  Дом Третьяковых стал местом встреч людей искусства. Там бывали Иван Тургенев, Николай Рубинштейн, Петр Чайковский, Илья Репин, Василий Суриков, Василий Поленов, Виктор Васнецов, Василий Перов, Иван Крамской…

    В 1860-х Павел Третьяков задумал создать серию портретов выдающихся современников: «писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной и учёной части», как он написал. Для осуществления этого замысла им были привлечены лучшие портретисты: Крамской, Репин, Перов.

   В результате в его собрании появились портреты Мусоргского, Чайковского, Островского, Толстого (писателя пришлось четыре года уговаривать позировать), Некрасова, Шишкина, Даля, Тургенева.

 Галерея

    Поначалу все картины размещались в комнатах жилого дома в Лаврушинском переулке, купленного семьей Третьяковых в начале 1850-х годов. Но уже к концу 1860-х годов их стало так много, что разместить всё в комнатах не было никакой возможности. В 1872 году началось строительство, а через два года произошло переселение картин в двухэтажное, состоящее из двух больших залов первое помещение Третьяковской галереи. Оно было воздвигнуто в саду усадьбы Третьяковых по проекту мужа сестры Павла архитектора Александра Каминского. Здание было соединено с жилым домом, но имело отдельный вход для посетителей.

  Строительство не стало паузой в собирании выдающихся произведений искусства. В том же 1872 году, например, в мюнхенской мастерской художника Василия Верещагина Павел  Третьяков увидел картины его Туркестанской серии. Он приобрел все, позднее добавив к ним 78 этюдов Верещагина, исполненных в Индии, и ряд картин Балканской серии, изображавших события русско-турецкой войны.

    «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых» насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров. Их собирал Сергей Третьяков.

   Для начинающего автора покупка его работы Третьяковым становилась знаком общественного признания. Так, с ученической выставки Третьяков приобрел картину «Осенний день. Сокольники» никому ещё не известного, восемнадцатилетнего художника Исаака Левитана. Но и уже знаменитые художники воспринимали попадание своей картины в коллекцию Третьякова за честь. «Признаюсь Вам откровенно, – писал в 1877 году Илья Репин, – что если уж его продавать, то только в Ваши руки, в Вашу галерею не жалко, ибо говорю без лести, я считаю за большую для себя честь видеть там свои вещи».

Павел Третьяков — пожизненный попечитель галереи

    В конце  1880-х годов количество залов галереи возросло до четырнадцати. Двухэтажное здание галереи с трёх сторон окружило жилой дом со стороны сада вплоть до Малого Толмачёвского переулка. В результате галерее Третьякова был придан статус настоящего музея, частного по принадлежности, общественного по характеру. То есть любой посетитель без различия рода и звания на протяжении почти всех дней недели мог посещать его бесплатно. В 1892 году Третьяков подарил свой музей городу Москве.

    По решению Московской городской Думы Павел Третьяков был назначен её пожизненным попечителем. Как и прежде, он пользовался почти единоличным правом отбора произведений, осуществляя покупки как на капитал, выделяемый Думой, так и на свои собственные средства.

   Продолжал Третьяков заботиться и о расширении помещений. В 1890-е годы к существующим четырнадцати было пристроено ещё восемь залов. После передачи галереи городу собрание пополнилось многими замечательными работами. Среди них картина Алексея Саврасова «Просёлок», тридцать произведений Николая Ге, пейзажи Исаака Левитана, картины Константина Сомова. В течение 1893 – 1897 годов в коллекцию поступило более 200 работ.

    Последним крупным приобретением Павла Михайловича были «Богатыри» Виктора Васнецова. В 1893 году Павел Третьяков был выбран в действительные члены Академии художеств.

     Умер Павел Третьяков в Москве 16 декабря 1898 года.  Его последними словами были: «Берегите галерею и будьте здоровы». Похоронен на Даниловском кладбище рядом с родителями и умершим в 1892 году братом Сергеем. В 1948 году прах братьев Третьяковых был перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

     В 1899 году наследники Павла Михайловича передали Совету завещанные галерее шестьдесят две иконы, ставшие основой будущего отдела древнерусской живописи.

    В мае 1900 года на заседании Совета попечителей была высказана мысль о том, чтобы фасад галереи был построен в «русском стиле». Эта работа была поручена Виктору Васнецову. Возведение нового фасада началось в 1902 и было закончено в 1904 году. Новый фасад теперь стал всемирно известным обликом галереи.

Интересные факты о Третьяковской галерее

   Рассказывают, что, узнав об открытии Третьяковской галереи, Александр III с досадой заметил: «Московский купец опередил государя». В Петербурге «Русский Музей Императора Александра III» был открыт лишь в 1895 году. Император пожаловал меценату дворянский титул, но он не захотел отказываться от своего купеческого происхождения и не принял его.

   Собранные братом Павла Третьякова Сергеем работы западноевропейских художников середины и второй половины XIX века сейчас находятся в собраниях Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и Государственного Эрмитажа.

    Для того чтобы получить нужную картину, Павел Михайлович оплачивал поездки художникам. В 1898 году Осип Браз написал портрет Антона Чехова, которого Павел Михайлович отправил в Ниццу. Однако самому писателю портрет не пришёлся по вкусу.

   В 1929 году в Толмачах закрыли церковь Святителя Николая, которая сразу же стала одним из запасников Третьяковской галереи. Она была соединена с выставочными залами на верхнем этаже двухэтажного корпуса, который предназначался для экспонирования картины «Явление Христа народу» автора Александра Иванова.

   Во время Великой Отечественной войны коллекцию Третьякова эвакуировали в Новосибирск. Собрание заняло семнадцать вагонов.

  Казимир Малевич написал четыре версии знаменитого «Чёрного квадрата». Две из них находятся в Третьяковской галерее.

Наталья Швец

Репродукция портрета Павла Третьякова работы Ильи Репина

     Публикация по теме  «Самое эмоциональное произведение Перова»