Картина Шильдера «Искушение»

картина шильдера

Картина Шильдера «Искушение» положила начало коллекции  Павла Третьякова

картина шильдера

Картина Николая Шильдера «Искушение» была по достоинству оценена профессурой петербургской Академии художеств. В марте 1857 года решением Совета Академии она была удостоена большой серебряной медали. Зимой  «Искушение» было показано на ежегодной ученической выставке Московского училища живописи и ваяния. После чего художник передал свою работу Павлу Третьякову. 

   Свидетельством тому служит письмо от Шильдера Третьякову, датированное 16 июля 1858 года: «Милостивый Государь Павел Михайлович! Посылаю Вам мою картину без рамы, потому что с оной послать не совсем-то удобно, слишком много тяжести. Надеюсь на Вашу любезность, поэтому лично обращаюсь с просьбою: будьте так добры, пришлите мне обещанную сумму, если возможно, то к 28 числу этого месяца, за что я Вам буду очень благодарен. За сим свидетельствую Вам глубочайшее почтение, остаюсь покорнейший слуга Ваш Н. Шильдер».

   В то время купец не помышлял о коллекционировании живописи. Подтверждением служит его письмо художнику-пейзажисту Александру Богомолову-Романовичу: «Душевно уважая Вас, скажу Вам откровенно, что картину Вашу я брал, надеясь сбыть кому-нибудь из знакомых… Мне, собственно, она не нравилась, но так как была выставлена в Академии, то я полагал, может быть, другие найдут ее хорошею…» Следует сказать, что расчёт Павла Третьякова оказался верен — он с выгодой продал не только картину Богомолова-Романовича, но и все остальные работы, приобретённые им в те годы. К слову, картина Шильдера так же выставлялась в зале собрания любителей художеств. Однако покупателей на неё не нашлось.

Сто пятьдесят тысяч рублей серебром

    В 1860 году в семье Третьяковых случилось большое горе. Во время вторых родов неожиданно умирает жена его брата Сергея Третьякова, Екатерина. Горю Сергея Павловича не было границ. Старшему брату пришлось потратить много усилий, дыбы вытащить неутешного вдовца  из депрессии. Братья уезжают за границу. Вернулись лишь через год и сразу занялись устройством Новой Костромской мануфактуры льняных изделий, выросшей в гигантский холдинг. На нём производилось  пряжи и тканей больше, чем на льнопрядильнях Швеции, Голландии и Дании вместе взятые.

    Именно в это время Павел Михайлович составляет своё первое «завещательное письмо», где впервые говорит об устройстве галереи: «Сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи…» Поначалу предполагалось, что основу будущего собрания будет составлять коллекция почт-директора, благотворителя, вице-председателя Общества поощрения художников Фёдора Прянишникова. По всей видимости, у Третьякова была договоренность о покупке всех его картин оптом…

1893 год считается годом рождения галереи

   Лишь в 1863 году Третьяков принимает твёрдое решение о создании своей собственной галереи. Он снимает «Искушение» с продажи и вносит картину под «нумером 1» в лично составленный им первый каталог. Вторым номером стояла картина Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами», затем шли полотна Саврасова, Перова, Якоби…

    С этих картин Третьяков и начинает создавать галерею русских художников – сам и для себя лично. Будущему основателю галереи исполнилось всего 33 года, но он с братом вот уже 6 лет заведовали семейным бизнесом. Злые языки утверждали — Третьяков ничего не смыслит в живописи! Но факт оставался фактом — его коллекция считалась одной из лучших в России.

   Через много лет, когда Павел Михайлович Третьяков передал в дар городу Москва своё собрание живописи, учредив «Московскую городскую галерею Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых», журналисты и критики, будто сговорившись, задавали ему один и тот же вопрос: с чего началось ваше увлечение  русской живописью? Ответ был всегда один и тот же с «Искушения» Николая Шильдера. При этом Третьяков указывал цену – 150 рублей. 100 рублей он отдал художнику сразу после покупки, а 50 – через два года, когда картина вернулась с выставок. За эти деньги в то время можно было купить дом в деревне… Так что для художника, кстати, его Третьякову рекомендовал именно Прянишников, это были очень недурные деньги.

Художник сумел представить на полотне драму

     На момент покупки картины Николай Шильдер был старше Третьякова на 4 года. О его детстве и юности известно немногое.  Известно только что они был выходцем из семьи бедных немецких дворян Лифляндии. Отец служил смотрителем Московской коммерческой школы. Дважды – в 1845 и 1846 годах – Николай пытался поступить в Рисовальную школу Общества поощрения художников в Петербурге, но принят не был.

     Лишь в 1850 году Шильдер поступил в петербургскую Академию художеств, где учился более десяти лет. Он занимался в классе батальной живописи у знаменитого профессора Готфрида (Богдана) Павловича Виллевальде (автора эпохального полотна «Открытие памятника “Тысячелетие России” в Новгороде»). Причем профессор Виллевальде настолько проникся любовью к своему ученику, что даже лично хлопотал перед академиками о выдаче ему денежного воспомоществования на продолжение обучения.

   В 1853 году Шильдер удостоился первой академической награды – малой серебряной медали за картину «Пикет лейб-гвардии Литовского полка. Из аванпостной службы». В следующем году художник представил на выставке Академии серию работ, посвященные событиям Крымской войны 1853–1856 годов.

   Однако в 1856 году Николай Шильдер решил попробовать свои силы и в модном бытовом жанре, который тогда называли «живописью народных сцен», или на французский манер – «de genre». За образец он взял картину блиставшего на этом поприще художника-бытописателя Павла Федотова «Бедной девушке краса – смертная коса (Мышеловка)». Кстати, его работы также представлены в Третьяковской галарее.

   Сюжет картины прост: бедной, но гордой девушке поступает предложение полюбить богатого мужчину в обмен на дорогой браслет. Однако Шильдер сумел представить настоящую драму.

Картина Шильдера ставит сложный моральный вопрос

   Мрачная и сырая подвальная комната, в которой живёт девушка и её престарелая больная мать, давно уже не встающая с постели. Целыми днями она лежит за темной занавеской и слушает, как дочь развлекает себя песнями во время работы над очередной вышивкой. Однажды в подвал пришли гости – богатый мужчина и старуха-сводня.

    Последняя без обиняков предложила девушке сделку: красивый золотой браслет в обмен на любовь. Возможно, даже и за постоянное сожительство. Тогда такие подарки станут регулярными. Вот оно – искушение. С одной стороны нищенский заработок вышивальщицы. С другой стороны – браслет, который можно продать и купить маме так необходимые лекарства.

    На переднем плане картины — простейшая аллегория, помогающая лучше понять смысл нарисованного. Пятнистая серо-белая кошка, припав к полу, ждёт пока из-под буфета покажется мышь. Глаза у кошки внимательные, спина выгнута, хвост приподнят — вся поза выражает напряжение. Так и лукавая старуха хочет поймать девушку и нравственно «съесть» её. К слову, сели присмотреться, выражение глаз у сводни и кошки практически одинаковы. Обе ждут добычу и не сомневаются, что она им попадётся.

    Сейчас уже никто не может сказать, чем же картина Шильдера привлекла Третьякова. Но одно является неоспоримым фактом — именно с «Искушения» началось перерождение купца в коллекционера…

   Публикация по теме «Павел Третьяков — московский купец, опередивший государя«

Наталья Швец

Репродукция картины Николая Шильдера «Искушение» (ГТГ)