Первая дама советской скульптуры

Первая дама советской скульптуры на  портрете Михаила Нестерова

Первая дама На картине Михаила Нестерова, что можно увидеть в Третьяковской галерее, изображена Вера Мухина, или как её ещё называли журналисты, «первая дама советской скульптуры».

   Едва познакомившись с Верой Мухиной, художник Михаил Нестеров тут же решил написать ее портрет: «Она интересна, умна. Внешне имеет «своё лицо», совершенно законченное, русское… Руки чешутся написать её…»

    Скульптор позировала ему больше тридцати раз. При этом следует заметить, что художник мог увлеченно работать по четыре-пять часов, так что надо полагать, модели пришлось нелегко.

   «Так и нападает на глину: там ударит, здесь ущипнёт, тут поколотит. Лицо горит — не попадайся под руку, зашибёт. Такой-то ты мне и нужна! — не уставал повторять он во время работы над портретом.

Портрет Мухиной

    Автор изобразил Веру Игнатьеву в тот момент, когда она вносит последние дополнения в прообраз будущей скульптуры — статуи северного бога ветра Борея. В одной руке Мухина держит небольшой кусочек глины, а другой правит пропорции тела героя.

 Нестеров сумел запечатлеть акт творчества, момент, когда из бесформенного куска глины рождается истинное произведение искусства.

 Композиционным центром работы является ярко-красная брошь, держащая ворот белой блузы. Сосредоточенность своей модели Нестеров противопоставляет стремительному динамизму, отчаянному порыву, который она передаёт в своём творении.

    Благодаря столь эмоциональному контрасту «Портрет скульптора В. И. Мухиной» получил особую выразительность и прекрасно раскрыл характер самой Веры Игнатьевны.

Семья Мухиной была состоятельной

    Вера Игнатьевна Мухина родилась 19 июня (1 июля) 1889 года в Риге Лифляндской губернии Российской империи в семье известного коммерсанта и мецената Игнатия Кузьмича Мухина. Его предки обосновались в Риге после войны 1812 года.

   Мать девочки умерла рано — Вере исполнилось всего два года. И отец отвез её жить в Феодосию, где она и получила первые уроки живописи.

   Надо сказать, что семья была довольно состоятельной. После смерти дедушки в 1937 году, Мухиной осталось наследство в 4 млн латов.

Опекуны запретили ехать в Париж

    Когда умер отец, Веру вместе со старшей сестрой Марией приютили родственники в Курске, а потом они переехали в Москву, поселились на Пречистенском бульваре. Вера начинает серьёзно заниматься живописью, но в какой-то момент понимает, что не хочет писать картины.

     В 1911 году впервые пробует работать с глиной в мастерской скульптора Нины Синицыной и тут же загорается идеей учиться скульптуре в Париже — художественной столице мира.

     От идеи приходится отказаться, опекуны категорически выступают против поездки. Тогда она в поисках нового опыта начинает обучение у одного из основателей объединения «Бубновый валет», авангардиста Ильи Машкова…

     Возможно, мечта поехать в Париж так и осталась бы мечтой, если бы не трагедия, которая резко изменили жизнь девушки.

Живут и хуже

    В 1912 году с Верой Мухиной произошёл несчастный случай. На Рождество во время катания на санках она врезалась в дерево и сучок напрочь отрезал ей нос.

   Истекающую кровью девушку привезли в местную больницу и нос пришили. Но шрамы, хотя и было сделано девять пластических операций, в том числе и зарубежными хирургами, остались. После всех этих вмешательств лицо стало другим — по-мужски большим, грубоватым и очень волевым.

   Однако Вера не впала в депрессию. Более того, когда впервые увидела своё лицо после операции в зеркале, философски произнесла: «Живут и хуже».  Чтобы отвлечь её от дурных мыслей, родственники предложили поездку в Париж.

Бурдель научил её основам ремесла

    Именно в Париже она начинает серьёзно изучать скульптуру: учится в частной студии Коларосси, посещает Академию Гранд Шомьер, где берёт уроки у французского скульптора-монументалиста, ученика самого Огюста Родена Эмиля Антуана Бурделя.

   Как потом скажет сама Мухина: «У Бурделя я научилась всем основам ремесла, крепко схватывать форму». Из Парижа Вера вместе с другими молодыми художниками отправляется в Италию — изучать искусство Возрождения.

    В Москву Вера возвращается летом 1914 года и не собирается надолго оставаться на родине. Все её мысли только о любимом Париже. Однако начинается Первая мировая война и о Франции приходится забыть.

    Окончив курсы медсестёр, будущий скульптор работает в военном госпитале. Здесь она знакомится с молодым военным врачом Алексеем Замковым, который станет её мужем и будет служить моделью для скульптур.

Работы мастера востребованы

   Надо сказать, что Вере Мухиной, как мастеру, повезло. Её работы всегда были востребованы. Сразу после Октябрьской революции был принят «Ленинский план монументальной пропаганды». В его рамках скульпторы получали от государства заказы на создание городских монументов. И уже в 1918 году Мухина выполнила проект памятника просветителю и публицисту Николаю Ивановичу Новикову, который получил одобрение Наркомпроса.

   К сожалению, макет, выполненный из глины и хранившийся в неотапливаемой мастерской, растрескался от холода и остался неосуществлённым.

    Но в рамках работы по монументальной пропаганде Мухина создала эскизы скульптур «Освобождённый труд» и «Революция», а также памятников Владимиру Михайловичу Загорскому и Якову Михайловичу Свердлову (также известен как «Пламя революции»).

   В 1923 году Вера Мухина вместе с Александрой Александровной Экстер оформила павильон газеты «Известия» на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве.

Коллекция в стиле а-ля рюс

   Не перестаёшь восхищаться многогранности таланта Веры Игнатьевны! Некоторое время, например, она была модельером.

    Первые эскизы театральных костюмов Мухина создала в 1915–1916 годах. А спустя семь лет для первого советского журнала мод «Ателье» нарисовала модель изящного и воздушного платья с юбкой в форме бутона.  Затем вместе с модельером Надеждой Ламановой, которая до революции шила наряды для императорского дома, а после одевала советских женщин, выпустила альбом «Искусство в быту».

      В нём были выкройки простой и практичной одежды — универсального платья, которое «лёгким движением руки» превращалось в вечернее; кафтана «из двух владимирских полотенец»; пальто из солдатского сукна…

     В 1925 году на Всемирной выставке в Париже Надежда Ламанова представила коллекцию в стиле а-ля рюс, эскизы для которой создавала и Вера Мухина.

    Изготовлены наряды были из дешёвых грубых материалов — ткацкого сукна, бязи, холста и бумазеи, шляпы — из рогожи, пояса были оформлены крашенным горохом, а пуговицы выточены из дерева. Все платья украшал оригинальный орнамент «петушиный узор», придуманный Мухиной.

«На выставке с мужским искусством слабо…»

    А вскоре новый успех — бронзовая скульптура «Крестьянка» на художественной выставке 1927 года, посвящённой десятилетию Октября, получила первое место, а потом отправилась в экспозицию Третьяковской галереи. Вера Мухина говорила: «Моя «Баба» твердо стоит на земле, незыблемо, как вколочена в неё».

     В 1934 году «Крестьянку» выставляют на XIX Международной выставке в Венеции. Позже скульптуру купил музей Триеста, а после Второй мировой войны она перешла в собственность музея Ватикана в Риме.

   Оперный певец Леонид Собинов, который был её родственником, после успеха «Крестьянки» напишет в подарок шутливое четверостишие:

    «На выставке с мужским искусством слабо.
Куда бежать от женского засилия?
Всех покорила мухинская баба
Могутностью одной и без усилия».

    Когда певец умер, Вера Игнатьевна изваяла для него надгробие — умирающего лебедя, которое установили на могиле Собинова.

«Рабочий и колхозница»

     Не хватит места, чтобы перечислить всё, что создала первая дама советской скульптуры. Чего стоит только знаменитый 24-метровый монумент «Рабочий и колхозница», представленный на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.

    Поначалу скульптор предложила выполнить работу в античном духе: обнаженные фигуры, устремлённые ввысь. Однако рабочего и колхозницу приказали «одеть». Но главная идея автора — много воздуха между фигурами и развевающийся шарф, подчеркивающий динамичность, — остались без изменений.

    Как у нас обычно случается, скульптуру согласовывали довольно долго. В итоге, первую в СССР статую из стальных пластин, пришлось создавать в авральном режиме всего за три недели. Все части отправили в Париж, на всемирную выставку, где также в огромной спешке собрали и водрузили на постамент высотой 34 м.

    Критики были единодушны: скульптурная группа, наперебой писали они, отличается необыкновенной экспрессией и энергетикой и символизирует устремлённый к новым победам Советский Союз.

    Французская пресса назвала её «величайшим произведением скульптуры XX века», а Пабло Пикассо писал: «Как прекрасны советские гиганты на фоне сиреневого парижского неба». После закрытия экспозиции, французы предложили выкупить «Рабочего и колхозницу», но им отказали… Власти понимали — этот монумент станет символом страны.

Список её творений огромен

    Много времени потребуется на то, чтобы перечислить все работы Мухиной. В 1938-1939 годах она трудится над скульптурами для щусевского Москворецкого моста: «Гимн Интернационалу», «Пламя революции», «Море», «Земля», «Плодородие», «Хлеб». Последняя композиция, кстати, окажется единственной, что была сделана самим автором. Все остальные были воссозданы по эскизам после её смерти.

    В годы Великой Отечественной войны она создаёт целую галерею скульптурных портретов: военачальника Ивана Хижняка и офицера-артиллериста Бария Юсупова, балерины Галины Улановой, хирурга Николая Бурденко.

      В 1945 году спасает в Риге от сноса памятник Свободы, над которым нависла угроза сноса. В 1947 году на выставке в Русском музее демонстрирует отлитый из матово-голубого стекла портрет учёного-химика Николая Качалова, известного своими работами в области оптического стекла и художественного стеклоделия.

Памятник Горькому и пивная кружка

    Вера Мухина — автор двух памятников писателю Максиму Горькому. Один из них был установлен в 1943 году в Москве у Белорусского вокзала, другой — в 1952 году в городе Горьком. Некоторые проекты скульптора так и остались неосуществлёнными, в том числе памятники Якову Свердлову, Владимиру Ленину и челюскинцам.

     И ещё. Мало кто знает, но именно Вера Игнатьевна разработала дизайн известной всем пол-литровой пивной кружки, бывшей столь популярной в советском общепите. Более того, Легенда приписывает ей и авторство созданного для первых посудомоечных машин гранёного стакана.

   Родина высоко оценила её заслуги в искусстве. Мухина пять раз становилась лауреатом Сталинской премии. В её честь даже назван кратер на Венере.

Легенда о нотах

   Одной из последних работ Мухиной стал памятник Чайковскому, установленный в 1954 году во дворе Московской консерватории на улице Большая Никитская. Его считают наиболее романтичным и вдохновенным среди всех работ.

   Скульптор изобразила великого композитора в момент творческого вдохновения, и кажется, что он прислушивается к музыке, которая льётся из консерваторских окон, непроизвольно дирижируя в такт.

      В 2007 году реставраторы памятника обратили внимание, что на нём не хватает многих деталей. Оказалось, студенты верят, что украденные с партитуры композитора ноты приносят удачу не только в учёбе, но и в творчестве.

Не забывайте изобразительное искусство

     Вера Игнатьевна Мухина скончалась 6 октября 1953 года и похоронена на Новодевичьем кладбище. Уже после её смерти министру иностранных дел Вячеславу Молотову было передано письмо, в котором Мухина просила:

    «Не забывайте изобразительное искусство, оно может дать народу не меньше, чем кино или литература. Не бойтесь рисковать в искусстве: без непрерывных, часто ошибочных поисков у нас не вырастет свое новое советское искусство».

 

 

Наталья Швец
Репродукция работы Михаила Нестерова «Портрет скульптора В.И. Мухиной»

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Портрет императрицы художника Боровиковского вдохновил Пушкина»