Статья Петра Лидова послужила толчком для написания картины

Статья журналиста Петра Лидова послужила толчком для написания картины «Таня»

Статья

Статья журналиста Петра Лидова, опубликованная 27 января 1942 года в газете «Правда», послужила Кукрыниксам толчком для написания картины «Таня». В материале рассказывалось о героической смерти молодой партизанки Тани, повешенной фашистами в подмосковной деревне Петрищево. Сильное впечатление произвела на них фотография казнённой девушки – с обрывком петли на шее…

     Январской ночью 1942 года во время боёв за Можайск, несколько журналистов и в их числе Петр Лидов, оказались в  деревне Пушкино. Лидов, к слову до войны он работал на  «Салюте», тогда это предприятие на востоке столицы называлось оборонный завод № 24 им М.В. Фрунзе, разговорился с пожилым крестьянином, возвращавшимся в родные места. Старик рассказал, что оккупация настигла его в Петрищеве. Там он видел казнь какой-то девушки-москвички. Дед повторял всё время: «Её вешали, а она речь говорила. Её вешали, а она всё грозила им…»

Очерк о Тане журналист написал по собственному почину

    Рассказ этого неизвестного старика настолько потряс журналиста, что той же ночью он ушёл в Петрищево.  Шесть раз Лидов побывает на месте казни и переговорит со всеми жителями села, желая узнать подробности гибели русской Жанны д’Арк . Так Лидов назвал героиню…

    Ему удалось познакомиться с партизаном из верейского отряда. Посмотрев на фотографию казнённой, он узнал в ней девушку, с которой встречался в отряде накануне трагедии. Она называла себя Таней. Под этим именем героиня вошла в знаменитую статью Лидова.

Комиссия установила имя героини

   Сразу после того, как в газете был опубликован очерк «Таня», его передали по Всесоюзному радио. Диктор Ольга Высоцкая, с трудом сдерживая слезы, рассказала потрясённой стране о юной девушке-партизанке, которая во время выполнения боевого задания попала руки немцев. Комсомолка вынесла  нечеловеческие пытки, но своих товарищей не предала.   Однако  никто по-прежнему не знал настоящего имени героини.

Специальной комиссии МГК ВЛКСМ удалось установить его в начале февраля 1942 годв. Это оказалась Зоя Анатольевна Космодемьянская, ученица десятого класса школы  № 201 Октябрьского района города Москвы. Ей было восемнадцать лет. Она рано лишилась отца и жила с матерью, учительницей Любовью Тимофеевной и братом Шурой близ Тимирязевского парка, в доме № 7 по Александровскому проезду. Сегодня эта улица на северо-западе Москвы носит имя Зои и Александра Космодемьянских.

    16 февраля 1942 года девушке было посмертно присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Приказ опубликовали все газеты. О Зое Космодемьянской, которая стала  первой женщиной, получившей звание Героя Советского Союза, узнала вся страна.

Подвиг Зои

       Кукрыниксы буквально сразу, по горячим следам, решили написать картину об этой мужественной партизанке. Художники поехали в деревню Петрищево и встретились с жителями.

    Вот как описывают свои впечатления Кукрыниксы: «Машина шла на запад. Под колесами была земля, побывавшая в плену. Равнина. Снега, снега… Ощерённые крыши изб. Пустые, зияющие глазницы окон… и кресты, березовые кресты. Около каждого — заметенная вьюгой каска…

    Узкая тропинка привела нас в маленький дом. Кухонька. Русская печь… Здесь изверги измывались над Зоей. Вмиг перед глазами предстала глухая декабрьская ночь. Дрожащий свет фонарей. Скрип снега под босыми ногами Зои… Жутко, страшно было повторять этот путь. Нескончаемыми казались извилистые завьюженные тропы. Пустыри. Пожарища. Обугленные чёрные головёшки…

   Площадь. Здесь свершилась казнь. Из сугроба торчал остаток виселицы. Отступая, фашисты спилили её… Месяц, нескончаемо долгий месяц висел оледеневший труп героини…

     Как из тумана, выплывали из мглы времени страшные часы мучений, пыток, издевательств над беззащитной девушкой — партизанкой.
… А когда утром, обессилевшую от пыток, босую повели Зою на казнь, все увидели её, прямую, тонкую, как березка. Гордую. Непобежденную…»

    Картина передает именно то мгновение перед казнью, где комсомолка Зоя Космодемьянская призывает народ к борьбе. На полотне можно увидеть деревянную табличку с надписью «Поджигательница домов» – это тоже часть истории. Картину художники назвали «Таня», так назвала себя юная партизанка.

Маленькая героиня

    Несколько позже унтер-офицер Карл Бейерлейн, присутствовавший при пытках, которым подверг Зою Космодемьянскую командир 332-го пехотного полка 197-й немецкой дивизии подполковник Рюдерер, напишет:

    «Маленькая героиня вашего народа осталась тверда. Она не знала, что такое предательство… Она посинела от мороза, раны ее кровоточили, но она не сказала ничего…»

   Много лет спустя, где-то в начале 90-х в редакции сетевого издания «Сокольники и весь Восточный округ», тогда это было печатное издание «Сокольники» побывала однополчанка  героини Клавдия Милорадова. Она рассказала о своей первой встрече с Зоей, которая произошла в здании райкома комсомола, куда добровольцев приглашали на собеседование. По словам ветерана, она сразу обратила внимание на необыкновенную красавицу с удивительными серыми глазами, что ожидала своей очереди в приёмной секретаря.

     Потом узнала, что близкие друзья называют Зою ласково «красотка». От её удивительного лица, говорила Милорадова, нельзя было отвести взора. Кстати, именно из-за этой яркой внешности девушку не хотели брать в разведку. Но она так просилась, что строгим командирам пришлось уступить… Было в ней что-то такое, сказала Милорадова, что заставило в неё поверить. Будто какая-то невиданная сила исходила от хрупкого тела девушки… К сожалению,  ни одна сделанная при жизни фотографии не может передать её внешности. На них Зоя смотрится обыкновенной девушкой, как тысячи её сверстниц. Лишь на картине Кукрыниксов мы видим героиню.

Творческий коллектив художников

    В творческий коллектив  советских художников-графиков и живописцев входили народные художники СССР, Герои Социалистического труда Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов. В годы войны они создали множество плакатов и рисунков, разоблачающих фашизм.

    Однако первые живописные произведения Кукрыниксов, речь идёт о работах «Похороны комиссара», «Господа интервенты», «Въезд белых» и др. появились в 1932 году. Этим картинам, так же как и последующей серии «Старые хозяева», была свойственна некая схематичность изображения.  Но славу им всё же принесли плакаты, созданные в годы войны и прежде всего плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Кукрыниксы выполнили его в первый же день войны — 22 июня 1941 г.

Лучшая картина того периода

    В 1942 году  Кукрыниксы написали картину «Таня». В 1945—46 гг. картину «Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии». Однако лучшей картиной того периода считается «Бегство немцев из Новгорода». На ней художникам удалось  правдиво и убедительно передав момент, когда бегущие из Новгорода гитлеровцы лихорадочно мечутся с факелами, поджигая постройки.

   На снегу валяются бронзовые фигуры разбитого фашистами памятника «Тысячелетия России». Протянутая кверху рука одной из фигур словно взывает к отмщению. На заднем плане над  фигурками разрушителей культуры высится изуродованный врагом древний Софийский собор. Однако он по-прежнему смотрится величественно.

    Потом будет совершенно гениальная картина  «Конец», за которую коллектив будет удостоен Сталинской премии. На этом полотне показан конец фашизма, разгромленного Советской Армией. Кукрыниксы  изобразили бесноватого фюрера и его  вояк довольно гротескно. Фашисты с ужасом прислушиваются к доносящемуся сверху грохоту советских артиллерии и танков. Он возвещает фашистским главарям, что настал час расплаты. И им придётся ответить за все злодеяния… В том числе и за казнь в деревне Петрищево комсомолки Тани, москвички Зои Космодемьянской.

Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи» — «Новую трактовку личности рабочего дал художник Николай Андронов в своей работе «Плотогоны»»

Наталья Швец

Репродукция картины Кукрынисков «Таня»