Сюжет картины Репин почерпнул из поэмы Минского

сюжет картины
Илья Репин. «Исповедь». 1879-1885. Холст, масло

Под впечатлением от прочтения поэмы забытого ныне поэта Николая Минского «Последняя исповедь» возник у Ильи Репина сюжет картины «Отказ от исповеди». Над этим небольшим по размеру полотном Репин работал шесть лет. В каталогах Третьяковской галереи, начиная с 1893 года, оно имело название «Исповедь» и «Перед исповедью». Название же «Отказ от исповеди» впервые появляется в каталоге выставки Репина в 1936-м. Первоначальное название картине было возвращено только в 2006 году.

  В ноябре 1879 года известный художественный критик и близкий друг Ильи Репина Владимир Стасов познакомил его с опубликованной в нелегальном журнале «Народная воля» поэмой Николая Минского (Виленкина) под названием «Последняя исповедь».

 Произведение произвело на Репина огромное впечатление. Действительно, трудно было остаться равнодушным, прочтя такие пламенные строки:

«Прости, господь, что бедных и голодных
Я горячо, как братьев, полюбил
Что я, рабом родившись меж рабами,
Среди рабов – свободным умираю!».

 Практически сразу у художника появился замысел новой работы, которую он решил назвать «Исповедь». Но сюжет картины лишь навеян стихами, не следуя за ними точно.

Судьба

 Свою новую работу Илья Репин решил подарить поэту, который сумел его вдохновить на труд. Но подчеркнул, не следует считать её живописной иллюстрацией к поэме…

  Однако какие удивительные истории проворачивает судьба! Сейчас поэма «Последняя исповедь» известна лишь единицам, практически забыт Николай Минский, умерший в 1937 году в эмиграции в Париже. А вот картина Репина известна всем и при желании её можно увидеть в Третьяковской галерее. Кроме того, имеется множество репродукций и искусствоведы считают её одним из самых волнующих произведений художника…

Сюжет картины

 Художники всегда желали показать на своих полотнах возвышенный образ положительного героя. Кто-то находил его в прекрасных дамах, кому-то приходилось черпать его в историях о римских и греческих богах. Илья Ефимович Репин нашёл его в лице узника, которому осталось жить несколько часов. На рассвете его казнят…

 На картине мы видим пришедшего в камеру священника. Ему предстоит выполнить свою работу — исповедать преступника перед казнью и отпустить ему грехи. Крест в руках как бы свидетельствует, что священник готов выполнить свои обязанности сполна.

   При этом он не собирается уговаривать заключённого и тем более спорить с ним. Священнослужитель просто ждёт, что скажет узник, который, к слову, не пытается спорить. Он очень устал от всего происходящего… Заросший мужчина одет в рваный халат с пятнами, что создаёт неряшливый образ. Однако он не намерен сдаваться. Его поза говорит о нежелании исповедоваться и каяться. Более того, осуждённый убеждён в своей правоте и не сомневается, что сделал всё правильно. Его пламенный взгляд, выражение лица, поза говорят о внутренней решимости. В нём нет и доли раскаяния, а коли так, то нет и греха…

Решать зрителю

 Репин оставил нам, зрителям, самим решать, состоится ли эта предсмертная исповедь и какой будет реакция тюремного священника. В этом и заключается гений мастера, сумевшего изобразить взаимоотношение между людьми и спор между ними…

  Невольно приходит на память роман Этель Лилиан Войнич «Овод». Пусть он и был написан через двадцать лет после «Исповеди», тем не менее, сюжет картины словно иллюстрирует последнюю встречу главного героя — революционера Артура-Феличе Ривареса и кардинала Монтинелли, который в действительности был его отцом…

 Сделаю отдельный акцент: Репин никогда не был революционером и не принадлежал к какой-либо партии. Однако это не мешало создавать ему настоящие революционные произведения.

  Так что не прочитай он поэму Минского, наверняка бы нашлось иное произведение, которое послужило поводом к созданию «Отказа от исповеди» или чего-то подобного… Рано или поздно художник всё равно написал бы её, как написал «Арест пропагандиста», «Не ждали», «Сходку» и другие картины, посвящённые революционно-освободительному движению 1870-1880-х годов.

Художник сохранил имя поэту

  Да, имя поэт Минского сохранилось в истории благодаря художнику Репину.

  Николай Максимович Минский (настоящая его фамилия Виленкин) родился 15 января 1855 года в селе Глубокое Витебской губернии, в небогатой еврейской семье. Родителей мальчик лишился рано и ему самому пришлось пробиваться в жизни самому.

 Природа наградила его умом и способностями к учёбе. Именно благодаря этим двум качествам Николаю удалось с блеском закончить Минскую мужскую гимназию, а потом и юридический факультет Петербургского университета.

 Получил степень кандидата прав, он службой практически не занимался, а отдался целиком литературе. Как поэт Николай Минский в своё время был довольно популярен. Его стихи студентки переписывали в тетрадки и альбомы, учили наизусть. Но с появлением Константина Бальмонта, Валерия Брюсова и Александра Блока, его популярность сошла практически на нет. Хотя на его стихи писали романсы Антон Рубинштейн, Сергей Рахманинов и другие композиторы.

 Кроме того, широкую популярность Минский приобрёл как переводчик Гомера, Аристофана, Байрона, Шелли, Верлена, Флобера, Метерлинка.

Разворот на 180 градусов

 Николай Минский очень сочувствовал революции и социал-демократии. Более того, вместе с Максимом Горьким он возглавил легальную большевистскую газету «Новая Жизнь», где, в частности, вот уж действительно ирония судьбы, была напечатана известная статья Владимира Ильича Ленина «Партийная организация и партийная литература». Так что в какой-то мере он способствовал развитию вождя мирового пролетариата как публициста.

 Не могу сказать точно, за что Минский тогда был арестован — за статью пламенного большевика или за свои революционные взгляды. Друзьям удалось добиться его выдачи под залог. Однако ему пришлось покинуть страну и уехать в Париж, где он стал одним из вождей русского декадентства и символизма.

  В 1913 году он вновь возвращается Россию, но с началом Первой мировой войны эмигрирует в Европу окончательно. И тут случается невероятное! Николай Минский вдруг стал оправдываться: марксизм враждебен культуре, философии, религии и искусству, а революция — это плохо. То есть, он сделал полный разворот на сто восемьдесят градусов и стал антиреволюционером…

Коллеги о Минском

  В начале 1920-х годов Николай Минский жил в Берлине и основал там «Дом искусств», затем переселился в Лондон. С 1927 года проживал в Париже, где и скончался в 1937 году.

 Латвийский журналист Пётр Пильский вспоминает Минского такими словами: «От него веяло и ещё некоторым высокомерием, колючей самовлюблённостью. Минский кокетничал. Своих литературных гостей он принимал в комнате, обитой кругом сукнами или коврами. Женщинам он импонировал своей осанкой и проповедью замороженной холодности, и в большой моде были его стихи «Холодные слова» и ещё «Белые ночи». Их знали наизусть».

   Из воспоминаний Андрея Белого: «…Парижского Минского вовсе не связываю с Николаем Максимовичем, или — подлинным Минским. «Парижский» — не нравился мне: не пристало отцу декадентства, входящему в возраст «деда», вникать в непотребства… Как солнцем лоснился — маленький, толстенький, потирающий ручки, хихикающий, черномазый, с сединочками…»

  Вот такое мнение о литераторе оставили его коллеги. Каким он был на самом деле? Главное, в этой истории, что Минский сумел вдохновить другого мастера на гениальное творение. Все остальное, как говорится,  вторично…

Наталья Швец
Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — ««После дождя» Куинджи — пейзаж с предчувствием радуги»