Сюжет из Евангелия Поленов взял за основу для картины «Христос и грешница»

сюжет
Василий Поленов. «Христос и грешница». 1888 г. Государственный Русский музей (г. Санкт-Петербург)

Сюжет картины «Христос и грешница» Василия Поленова связан с историей, описанной в Евангелии от Иоанна. Полотно было задумано художником в начале 70-х годов XIX века. Однако на работу ушло целых пятнадцать лет.

 В итоге законченная картина «Христос и грешница» была представлена на XV выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая открылась в Петербурге 25 февраля 1887 года. Там её приобрёл император Александр III. Павлу Третьякову пришлось довольствоваться лишь эскизами, которые в настоящее время хранятся в Государственной Третьяковской галерее.

Что повлияло на сюжет  

 Искусствоведы полагают, что на сюжет картины оказали воздействие разные факторы. С одной стороны — это попытка реально трактовать образ Христа и евангельской истории. Находясь под влиянием картины Александра Иванова «Явление Христа народу», Поленов решил «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа». Кстати, немалую роль на принятие такого решения также оказала книга французского философа и писателя Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса», в которой подчёркивалась человеческая сущность Христа.

  С другой, — специалисты признают влияние на художника позднего академизма и отмечают, что среди попыток возродить крупноформатную академическую историческую живопись «картина Поленова является самой значительной и серьёзной».

 Надо сказать, что мастеру пришлось нелегко. Ведь к тому моменту, когда он окончательно определил сюжет и начал работать над картиной, в русской живописи уже существовали такие известные полотна на евангельскую тематику, как «Тайная вечеря» Николая Ге и «Христос в пустыне» Ивана Крамского.

Просьба сестры

 Первые эскизы и этюды к будущей картине «Христос и грешница» были созданы, как сказано выше, в 1870-х годах. Но потом интерес к теме угас и работа над картиной застопорилась. К тому же, Василий Дмитриевич на тот момент преуспел в пейзаже и религиозная тема, да и сам сюжет, отошли на второй план.

 Вновь за эту работу Поленов взялся лишь в 1881 году. В семье случилась трагедия — умерла сестра-близнец художника Вера Дмитриевна Поленова (Хрущёва). Перед смертью она попросила брата возобновить работу над картиной и высказала желание, чтобы полотно было большого формата. Естественно, он не мог отказать ей в последней просьбе и вернулся к заброшенным эскизам.

 Для вдохновения Василий Поленов отправился путешествовать на Ближний Восток. Побывал в Константинополе, Александрии, Каире, Асуане, посетил Палестину и Сирию, а также заехал в Грецию. Спутниками Поленова были лингвист и археолог Семён Абамелек-Лазарев и искусствовед Адриан Прахов.

  И хотя во время поездки он мало работал и практически не сделал новых эскизов к картине «Христос и грешница», тем не менее впечатлений получил массу. Особенно, вспоминал он, его потрясла природа и архитектура Палестины. 

Христос и грешница

  Но за работу Поленов взялся только весной 1883 года. И понял, что эмоциональных впечатлений не достаточно, что путешествуя по Ближнему Востоку, он собрал слишком мало материала, сделал слишком мало зарисовок. Тогда художник берёт годовой отпуск в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где работал преподавателем, и вместе с женой Натальей Васильевной отправляется в Рим. Именно там он создает множество эскизов зданий и уголков природы, рисует портреты итальянских евреев. Наталья Васильевна в одном из писем к сестре художника Елене Дмитриевне так опишет этот период: «Работает он очень много, но удачно ли, опять ужасно трудно сказать; мне кажется, что слишком много и мало ищет в работе, а утомительно ужасно».

 В Россию семейство вернётся в мае 1884 года. Однако полноформатный эскиз картины «Христос и грешница», выполненный углём на холсте, будет создан лишь летом 1885-го в усадьбе Меньшово, расположенной под Подольском. Но и это ещё не финал подготовительной работы. Окончательную версию картины Поленов напишет в 1886—1887 годах в кабинете Саввы Мамонтова в его московском доме на улице Садовой-Спасской.

Сюжет 

 Сюжет картины связан с историей о Христе и грешнице. Фарисеи и саддукеи, их ещё называют книжники, привели к Христу женщину, уличенную в прелюбодеянии. Согласно законам Моисея, она должна была быть забита камнями. Последнее противоречило проповеди человеколюбия, которую исповедовал Христос. В результате Христос оказался перед дилеммой — либо нарушить законы Моисея, либо поступить в противоречии со своей проповедью.

  Вот так этот эпизод так описан в восьмой главе Евангелия от Иоанна:

«1 Иисус же пошёл на гору Елеонскую. 2 А утром опять пришёл в храм, и весь народ шёл к Нему. Он сел и учил их. 3 Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди, 4 сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; 5 а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? 6 Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. 7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень. 8 И опять, наклонившись низко, писал на земле. 9 Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. 10 Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? 11 Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».

Место действия

 Поленов намеренно выбрал местом действия картины наружный дворик иерусалимского храма. Сделано это не случайно. Во внутренний двор — так называемый «двор Израиля» — язычники и иностранцы не допускались. В случае нарушения им грозила смерть.

  Следуя логике, толпа могла привести грешницу только к одному из внешних двориков. Кроме того, изображая действие с внешней стороны храма, Василий Поленов мог нарисовать  пейзаж, в чём с ним мало кто мог сравниться.  К тому же, пейзажи Палестины не особо изменились на протяжении длительного времени. И как знать, быть может эти камни, которые так вдохновенно рисовал мастер, действительно, могли помнить Спасителя… Как он потом сам писал: «если и изменилась, то очень мало… небо, горы, озеро, скалы, тропинки, камни, деревья, цветы, всё это осталось приблизительно тем же».

Образ Христа

  Наиболее выразительно на картине выписан образ Иисуса Христа. Спаситель у Поленова выглядит немного усталым и погружённым в свои мысли. В его облике заметна душевность, что отличает его от других персонажей и, прежде всего, учеников, изображённых тут же.

 Но при этом художник, обыгрывая сюжет картины, сумел подчеркнуть человеческую сущность Христа. По словам писателя Владимира Короленко, это «человек, — именно человек, — сильный, мускулистый, с крепким загаром странствующего восточного проповедника».

 Интересный момент: на многих эскизах и этюдах Христос, которого если верить Антону Чехову, Поленов писал с художника Исаака Левитана, изображён в белой шапочке. Точно так же он изображён и на ранних версиях основного полотна, но за несколько дней до первого публичного показа картины, уступая уговорам своей матери Марии Алексеевны, Поленов убрал шапочку.

 Много замечаний, у тех, кто наблюдал за работой, вызвали и короткие волосы Христа. В частности, незадолго до выставки передвижников Павел Третьяков писал Поленову: «Я кое-что Вам заметил и ещё могу после заметить, да Вы сами отлично знаете. Мне жаль, что у Христа короткие волосы — вот с этим Вы, кажется, никак не соглашаетесь».

Персонажи картины

 Рядом с Христом можно увидеть учеников. Мальчик, сидящий на уступе лестницы храма, — это будущий евангелист Марк. Справа от Христа изображён Иоанн, а слева — Иаков, за спиной которого, облокотившись на посох, привстал Пётр. Рядом с ним Андрей, Филипп и Иаков Алфеев, а во втором ряду — Иуда, Клеопа и Матфей.

 Человек с полузакрытым лицом, стоящий у кипариса позади учеников Христа, — один из тайных последователей Христа, фарисей Никодим. На переднем плане, у плетёных корзин, сидит Мария — мать Марка, а рядом с ней — её служанка Рода.

  Выходящий из храма вместе с молодым человеком старик — учёный равин, фарисей Гамалиил. В будущем именно он после казни Христа заступится в синедрионе за его учеников-апостолов. Женщина, стоящая на ступенях храма, — евангельская вдовица, про которую Иисус сказал, что она «прекраснее великолепных мраморных плит». Изображённый в правой части картины человек, едущий на осле, — Симон Киринеянин, ему придётся нести крест для распятия Христа на Голгофу.

 Перед толпой, где находится грешница, выделяются фигуры яростного фарисея, который, судя по всему и задаёт каверзный вопрос, и ехидно улыбающегося саддукея. Из истории известно, обычно эти два течения враждовали друг с другом, однако сейчас объединились. Оно и понятно — ведь им предстоит развенчать того, кто объявил себя сыном Божьим!

Цензор не пропустил

 За несколько дней до открытия XV-й выставки, где также выставлялось гениальное полотно Василия Сурикова «Боярыня Морозова», представленные картины, согласно правилам, осматривались цензором. На этот раз это был действительный статский советник, старший инспектор типографий, литографий и подобных заведений в Санкт-Петербурге Николай Васильевич Никитин.

  Чем он руководствовался и почему ему вдруг не понравился сюжет, сейчас уже никто точно не скажет. Ибо разрешение на участие картины Поленова, сюжет которой вызвал столько волнений, в экспозиции дано не было. Более того, на имя петербургского градоначальника Петра Грессера полетел доклад. Естественно, последний всполошился и отправил с комиссией чиновника для особых поручений. Тот, немного подумав, принял решение оставить картину до того момента, как картину увидят президент Академии художеств Великий князь Владимир Александрович, а также сам император Александр III.

 Осмотрев полотно и пожаловавшись на плохое освещение, Владимир Александрович сделал глубокомысленное заключение: «для образованных людей картина интересна своим историческим характером, но для толпы весьма опасна и может возбудить всякие толки». Устроителям теперь оставалось  ждать, что скажет император…

Мнение императора

 Стоит ли говорить, что картина уже приобретала славу и о ней начали говорить. Что же до самого Василия Поленова, то он очень нервничал: а вдруг и впрямь запретят? Что тогда?

 В тот день, когда ожидался приезд императора Александра III, выставку посетили обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев и градоначальник Пётр Грессер. Они сразу же прошли к «Христу и грешнице». Помолчали, посмотрели, назвали картину серьёзной и интересной, но печатать каталог выставки не разрешили. Всех волновало мнение императора.

  И вот государь прибыл. Все затаив дыхание следили за его реакцией. Царь медленно переходил от картины к картине. Наконец, он подошёл к полотну Поленова и долго изучал сюжет, задавая при этом вопросы художнику. Напряжение нарастало. Однако император вдруг неожиданно похвалил выражение лица Христа. Хотя при этом заметил, что издали «показалось, что он немного стар, но вблизи действительно чудесно». Затем продолжил осмотр выставки…

 Немного растерянный Василий Поленов остался стоять у своей картины. Вскоре к нему подошёл Великий князь Владимир Александрович и поинтересовался: свободна ли его картина. А когда художник утвердительно ответил, сообщил, что полотно желает купить император. После того как стало известно, кто покупает картину «Христос и грешница», отношение к ней сразу изменилось. Полотно тут же перевесили в другое, лучше освещённое место. Каталог выставки отпечатали и в нём разместили работу Поленова…

Высокая цена 

 Павел Михайлович Третьяков захотел купить картину Поленова сразу, когда увидел. Однако он понимал, работа может понравиться царю. Немного подумав, он, что значит купец, быстро принял решение. Если высочайшая особа не обратит внимания на полотно, то он заплатит за него 20 тыс. руб. А если одобрит, то предложит 24 тыс. руб.

 Неожиданно для всех император Александр III выложил за полотно 30 тыс. руб… Но дело заключалось не столько в высокой цене, как в том, что картину купил государь, и это фактически легализовало её и дало возможность экспонировать на выставке, а затем и в музее.  

 Случись всё иначе, это грандиозное произведение отправилось бы на хранение в запасники коллекции Третьякова и никто его больше не увидел бы… Впрочем, купец-меценат не остался в накладе, ему достались эскизы к картине.

Интересные факты

  В июле 1925 года в письме Всеволоду Воинову Поленов напишет: «Картина была названа мною «Кто из вас без греха». В этом был её смысл. Но цензура не разрешила поставить эти слова в каталог, а разрешила «Христос и грешница“», так как этак назывались другие картины, а в музее потом её назвали «Блудная жена», это совершенно противоречило евангельскому рассказу, где ясно сказано, что это согрешившая женщина».

 На средства, вырученные от продажи картины «Христос и грешница», Поленов купил участок земли на верхней Оке, где по его собственному проекту был построен большой дом. Сейчас там находится Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова.

 Во время Великой Отечественной войны часть картин из собраний Государственного Русского музея была эвакуирована в Молотов (Пермь). Для таких крупноформатных картин, как «Христос и грешница» специально изготавливали деревянные валы длиной до 10 м, на которые наматывали полотна. Художники-реставраторы тщательно следили, чтобы при этом на красочном слое не появлялись морщины, поскольку это могло привести к повреждениям.

 В настоящее время картина «Христос и грешница» выставлена в Государственном Русском музее, в зале № 32 Михайловского дворца, где, кроме неё, находятся другие произведения Василия Поленова.

 В каталоге Государственного Русского музея упоминается ещё одно авторское повторение, которое в 1924 году экспонировалось на выставке русского искусства в США. Картина, сюжет которой некогда вызвал так много споров,  была продана в ноябре 2011 года на русских торгах аукциона Bonhams в Лондоне за 4 073 250 фунтов, или примерно 5 381 742 долларов. За месяц до аукциона это авторское повторение экспонировалось в Третьяковской галерее на предварительном показе лотов.

сюжет
Эскиз картины «Христос и грешница», выполненный углём на холсте.
сюжет
Эскиз картины «Христос и грешница», выполненный в 1885 году. Хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — ««Крах банка» Маковский написал на основе реальных событий»