«Кино — зеркало эпохи»: выставка в Доме русского зарубежья

кино-зеркало эпохи

Выставка «Кино — зеркало эпохи. Советский киноплакат в истории русского зарубежья» проходит в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына (улица Нижняя Радищевская, дом 2). Экспозиция открыта до 26 февраля 2023 года. 

Главные экспонаты выставки — копии советских киноплакатов 1920–1930-х годов из фондов отдела изоизданий Российской государственной библиотеки и отзывы о выходившем в мировом прокате советском кинематографе из эмигрантской прессы, опубликованные в книге историка кино и литературы Рашита Янгирова «Хроника кинематографической жизни русского зарубежья» (Москва: Русский путь, 2010).

В марте 1923 года экранизация повести Льва Толстого «Поликушка» (кинофабрика «Русь», 1919 г.) стала первым громким успехом нового советского кинематографа на Западе. Этот успех принес фабрике «Русь» возможность перезапустить собственное производство и стать одной из крупнейших киностудий СССР 1920-х годов.

Три года спустя, в начале 1926 года, «Броненосец «Потёмкин» Сергея Эйзенштейна твёрдо и окончательно поставил советское кино в ранг одной из главных мировых кинематографий, открывающих новые пути развития экранного искусства.

Фильмы из СССР доходили до зрителей Нью-Йорка, Парижа, Белграда, Тяньцзиня, Харбина и других городов мира. Чтобы по-настоящему увидеть картины 1920–1930-х годов сейчас, нам нужно не только знать время и контекст их создания, но и попытаться примерить на себя оптику зрителей конкретного года и даже месяца: что их окружало вне киноэкрана, на что они прежде всего обращали внимание на экране, что они слышали и даже как они слышали.

Отзывы зарубежных зрителей (чаще всего русских эмигрантов) в этом смысле особенно интересны: они зафиксировали индивидуальный и коллективный опыт смотрения. Мало того, некоторые из отзывов сохранили для нас свидетельства об оригинальных кадрах, приёмах классических лент  или о фильмах, которые не сохранились. 

Представленные на выставке копии советских киноплакатов и отзывы из эмигрантской прессы позволяют сверить собственный опыт смотрения классики с её непредвзятыми (или предвзятыми, но по-другому) оценками и по-настоящему погружают нас в далёкую, но на самом деле близкую эпоху.

Ксения Чупкина

Иллюстрация: сайт Дома русского зарубежья

Публикация по теме: Киноклуб района Восточный приглашает любителей кинематографа