Выставка «Читаем драматические произведения А.С. Пушкина» в Государственном музее А. С. Пушкина

Выставка «Читаем драматические произведения А.С. Пушкина» (улица Пречистенка, дом 12) проходит в Государственном музее А. С. Пушкина.

На протяжении своей жизни Пушкин не раз обращался к драматургии. В 1821 — 1822 годах он работал над трагедией «Вадим», которая осталась незавершенной. В 1825 году в Михайловской ссылке была написана трагедия «Борис Годунов» Там же в начале 1826 года возник замысел «Маленьких трагедий», реализованный знаменитой Болдинской осенью 1830 года, и «Русалки», над которой поэт работал в 1829 — 1832 годах. И, наконец, 1830-ми годами датируются «Сцены из рыцарских времен», представляющие собой незавершенную попытку создать социально-историческую трагедию в прозе на западноевропейском материале.

Изо всех этих замыслов полное завершение в творчестве Пушкина получили только «Борис Годунов» и «Маленькие трагедии». Историческая драма «Борис Годунов» была создана под впечатлением от чтения «Истории государства Российского». 

Закончив «Бориса Годунова», Пушкин продолжал держать Шекспира в поле своего внимания и пользоваться его «уроками». После возвращения из Михайловской ссылки он читал отрывки из «Бориса Годунова» Николаю I, изъявившему желание быть цензором поэта. Впервые пьеса была опубликована — с цензурными сокращениями — в декабре 1830 года, хотя на титульном листе датой издания значился 1831. Особый характер драмы, где нет центрального героя, а есть развитие определенной исторической ситуации, около которой группируются действующие лица, не был понят современной Пушкину критикой.

На театральной сцене «Борис Годунов» был запрещен вплоть до 1866 года. Его первая постановка осуществилась лишь в 1870 году. Впоследствии к пушкинской трагедии не раз обращались режиссеры театра и кино, композиторы и художники, которых привлекали «живые и многосторонние» образы Бориса Годунова, Григория Отрепьева, Марины Мнишек, Петра Басманова, князя Шуйского и, конечно же, образ народа от «любви и ненависти» которого «зависит судьба государства». Выставка «Читаем драматические произведения А.С. Пушкина» Художников, актеров, режиссеров неизменно привлекал тематический арсенал «Маленьких трагедий» — возмездие, участие мертвых в жизни живых, ожившие статуи и проч.

Огромный импульс для творчества давала и проблематика пушкинского цикла, где психологические, исторические или философские проблемы, поставленные с необыкновенной остротой, развиваются во всей трагической противоречивости. Конфликты, которые описывает Пушкин, неразрешимы. Более того, он не дает их моральной оценки, не говорит о правоте или виновности какой-либо из сторон. Задача Пушкина заключается в том, чтобы продемонстрировать диалектичность любой ситуации и психологического состояния героя. Это дает ему возможность раскрыть характеры действующих лиц с небывалой глубиной, проникая в самые сокровенные тайники человеческой души.

На выставке  «Читаем драматические произведения А.С. Пушкина» представлены иллюстрации к «Борису Годунову», «Моцарту и Сальери», «Скупому рыцарю», «Каменному гостю», «Пиру во время чумы» и «Русалке» П. Я. Павлинова, И. Ф. Рерберга, В. А. Фаворского, П. Л. Бунина, Е. А. Кибрика, Ф. Д. Константинова и В. Н. Минаева. 

Ксения Чупкина

Фото: сайт организаторов

Публикация по теме: Золото сарматских вождей представлено в ГМИИ им. А.С. Пушкина