Выставка «Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010 – 2022» в Третьяковской галерее

Выставка «Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010 – 2022» проходит в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке. Само название профессии «реставратор» происходит от латинского restorio — воссоздание.  Восстановление, а порой в буквальном смысле возрождение из «руин» хрупких произведений на бумаге — задача, которую приходится решать реставраторам.

Экспозиция, размещенная в шести залах, дает возможность зрителю заглянуть в реставрационную мастерскую и сравнить, как выглядели работы до и после реставрационного вмешательства, познакомиться с реставрационными процессами, оценить их масштаб.

В первом зале представлены крупноформатные произведения, реставрация которых происходит в четыре руки, в шесть и восемь рук одновременно. Этот артельный, требующий согласованности труд осложняется тем, что даже обычные реставрационные процессы требуют разработки специальных методик и технологий.

Во втором зале собраны произведения, исполненные в сыпучих техниках — пастели, угле, сангине. Лишенный связующего пигмент легко осыпается, образует полосы смазанности. При этом в процессе реставрации пастель и уголь нельзя увлажнять и фиксировать, а также выпрямлять деформацию бумаги с помощью пресса, так как это может привести к изменению красочного слоя.

Третий зал посвящен реставрации акварели. Эта техника особо уязвима для воздействия света, температуры и влаги. Изменение влажности вызывает деформацию, пребывание на свету ведет к пожелтению бумаги и выгоранию пигментов и, как следствие, изменению колорита. В четвертом зале экспонируются исполненные карандашами рисунки. Более стойкие по отношению к воде, они могут быть промыты и отпрессованы механически.

Однако не перекрытая краской бумага на протяжении времени сильнее желтеет и становится хрупкой, ломкой.

В пятом зале зритель может познакомиться с реставрацией печатных техник. Краски печатных техник обычно светостойки и образуют прочную связь с бумагой, благодаря чему кажутся прочными и надежными, однако и здесь таится множество нюансов. Шестой, последний зал собрал произведения, исполненные гуашью, темперой и в так называемых смешанных техниках. Каждое из них требует индивидуального подхода.

Настоящим профессиональным вызовом для реставраторов стал, например, «Портрет Н. С. Гончаровой» работы М. Ларионова — коллаж, выполненный из весьма необычных материалов. Он включает в себя подлинные обои из квартиры художников, афиши спектаклей, фрагмент ткани, опилки и даже пряди волос героини.

Представленные на выставке произведения — лишь верхушка айсберга, небольшая часть отреставрированных рисунков, пастелей, акварелей, эпизод каждодневного, непрекращающегося, незаметного публике труда реставраторов, без которого невозможна жизнь музея. 

Ирина Курбатова

Фото: сайт Государственной Третьяковской галерии

Публикация по теме: Воспитанники Воскресной школы побывали на экскурсии