Выставка «Роскошь заката: Иран эпохи Каджаров» в Музее Востока

иран
Открытие выставки в Музее Востока. Фото: Наталья Стрельцова © ИА REGNUM

В Государственном музее Востока проходит выставка «Роскошь заката: Иран эпохи Каджаров». Масштабный выставочный проект знакомит зрителей с малоизвестной широкой публике страницей иранской истории и искусства — периодом конца XVIII-начала XX вв. и занимает весь выставочный комплекс музея — 7 залов.

Впервые в России в одном пространстве собрано более 300 предметов из богатейшей иранской коллекции Музея Востока: произведения живописи и миниатюры, керамика и стекло, изделия из дерева и художественный металл, ковры и расписные ткани, манускрипты и оружие. Выставка дополнена историческими документами из Государственного архива РФ, экспонатами из фонда Марджани, а также фотоматериалами из Кунсткамеры (МАЭ РАН). Большая часть экспонатов никогда не покидала фонды музея и выставляется впервые.

Экспозиция концептуально поделена на ряд тематических разделов и исследует разные стороны жизни иранского общества XIX – начала XX века: идеологию верховной власти, религиозные практики и народные суеверия, взаимоотношения с иностранцами и воздействие европейской моды, военные традиции и мастерство ремесленников, а также бытовую культуру, в которой современные новшества сочетались с устоявшимися обычаями.

Коллекция каджарского искусства Государственного музея Востока насчитывает более 1000 предметов искусства и является одной из самых представительных в мире — наряду с собраниями парижского Лувра, музея Виктории и Альберта в Лондоне и Государственного Эрмитажа.

Для информации. Каджарская династия пришла к власти в Иране в последней четверти XVIII в. после долгой междоусобной борьбы. Правление её не было безоблачным: кризисные явления в экономике, тяжёлые и неудачные войны, территориальные потери и невозможность противостоять европейской колониальной экспансии, социальная напряжённость, вылившаяся в кровавые восстания, способствовали тому, что Иран воспринимался как безнадёжно отсталая провинция, а каджарский период — как продолжение кризисного XVIII в., ставшего эпохой заката былой славы иранского государства. Однако независимость страны была сохранена. А каджарское искусство, в котором ярко отразились две основные тенденции эпохи – интерес к европейским достижениям и преклонение перед собственной историей, эпосом и традициями – заняло своё место в истории мировой культуры.

Ксения Чупкина

Публикация по теме: Выставка «Буква странника» в Государственном музее Востока