Выставка «Руанские соборы» в ГМИИ им. А.С. Пушкина»

руанские соборы

Выставка «Руанские соборы» с 30 января по 10 марта 2024 года  проходит в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Исследование картин Клода Моне из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина» знакомит с итогами масштабного научного проекта по изучению двух полотен Клода Моне из серии «Руанский собор», занимающей особое место в творчестве художника. По разным данным, вместе с эскизами она насчитывает до 40 работ, две из которых находятся в собрании. Речь идёт о картинах «Руанский собор в полдень (Портал и башня д’Альбана)» и «Руанский собор вечером». Две полотна попали в Россию благодаря собирательскому азарту известного коллекционера Сергея Ивановича Щукина.

Одна из работ была приобретена прямо в мастерской Моне в Живерни. Коллекция Щукина включала самое передовое французское искусство и была открыта публике, что оказало существенное влияние на развитие русской живописи. После революции собрание было национализировано и стало частью Государственного музея нового западного искусства. С 1948 года «Руанские соборы» Моне являются частью собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина. 

Выставка «Руанские соборы» расскажет о творческом методе Клода Моне, об особенностях его живописной техники, о том, какие краски и холсты он предпочитал использовать и сколько времени потребовалось на создание картин. На выставке будут представлены результаты исследования, а также показаны экспонаты, раскрывающие историю создания картин, и примеры материалов, с которыми работал художник.

Присутствие в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина сразу двух картин из одного цикла позволило провести не только комплексное технико-технологическое исследование каждой работы, но и их сравнительный анализ. В рабочую группу проекта вошли ведущие химики, технологи, реставраторы и искусствоведы. Были проведены рентгенографирование, изучение в ИК-лучах, анализ структуры и состава пигментов красочного слоя и другие технологические исследования, благодаря которым были получены новые данные о методах работы мастера.

Художник работал над циклом с 1892 по 1894 год. Моне интересовало преломление света на фасаде Руанского собора и передача этих световоздушных эффектов в живописи. Он мог писать до 14 картин одновременно, так как солнечный свет менялся очень быстро. Изначально художник планировал сохранить целостность серии, продав все работы в одни руки. Но цена оказалась слишком высока, и картины разошлись по разным собраниям. В настоящее время произведения серии находятся в крупнейших музеях мира и частных коллекциях.

На протяжении многих лет полотна находились под наблюдением специалистов для контроля состояния сохранности. Новые возможности технико-технологической экспертизы позволили провести глубокое исследование, а также разработать план дальнейшего сохранения и консервации произведений. 

Анна Довлатова

Фото: сайт организаторов

Публикация по теме:  Выставка «Иконы-складни императорской семьи» проходит в Музее Рублева