Выставка «Сергей Прокофьев – Святослав Рихтер. Короткие встречи»

сергей прокофьеф

Выставка «Сергей Прокофьев – Святослав Рихтер. Короткие встречи» проводится в Мемориальной квартире С. Т. Рихтера (улица Большая Бронная, дом 2/6, кв. 58, 16-й этаж). В апреле 2021 года исполнилось 130 лет со дня рождения Сергея Прокофьева. К этой дате приурочена выставка, рассказывающая о встречах Святослава Рихтера с композитором, а также с его творчеством.

Прокофьев — один из классиков советской музыки, вернувшийся на родину в середине 1930-х годов, но так и не ставший «своим». Рихтер оказался в числе первых и лучших интерпретаторов прокофьевского гения, открыв в его музыке «новую красоту», полярность образов и стихию неукротимого движения.

В свою очередь, сочинения Прокофьева помогли молодому музыканту, воспитанному на немецкой и русской классике, почувствовать вкус к современной музыке, освоить непростой язык XX века. Выставка состоит из нескольких разделов, посвященных ключевым событиям в биографиях музыкантов, когда их пути пересекались, начиная с первого турне Сергея Прокофьева по России в 1927 году и заканчивая последними московскими концертами 1950-х годов.

Открывают экспозицию материалы, посвященные премьерам оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» (1926–1927), гастролям композитора, а также детству Рихтера, прошедшему в Одессе, когда он впервые увидел молодого Прокофьева, словно сошедшего с футуристической «обложки „Трех апельсинов“, — не то фокусник, не то персонаж из Гофмана». Центральный раздел выставки посвящен военному времени, когда гений Прокофьева достиг «олимпийских высот». Именно в это время была написана триада фортепианных сонат, шедевры камерно-инструментальной музыки, Пятая симфония, балет «Золушка», создан совместно с Сергеем Эйзенштейном фильм «Иван Грозный» и, наконец, монументальное полотно — опера «Война и мир».

С 1946 года для Прокофьева «началось последнее действие его жизни… Может быть, самое высокое… но последнее». Этот светлый и одновременно печальный финал связан с пребыванием Прокофьева на даче на Николиной Горе, куда Рихтер приезжал к нему один и с Мстиславом Ростроповичем, где получил в подарок от композитора рукопись Девятой сонаты, впервые отмечал с автором его день рождения в компании верных друзей.

Композитор успел благословить любимого пианиста, поручив ему дирижировать премьерой Концертино для виолончели с оркестром, в котором солировал Мстислав Ростропович (Москва,18 февраля 1952). О смерти Прокофьева Рихтер узнал на гастролях в Тбилиси: «Я думал о Прокофьеве, но… не сокрушался. Я думал: ведь не сокрушаюсь же я оттого, что умер Гайдн или… Андрей Рублев». На выставке представлены карандашный автограф Девятой сонаты для фортепиано, мемориальные вещи, письма и телеграммы, редкие пластинки и нотные издания, портреты Рихтера и Прокофьева, выполненные в разные годы Глебом Дерюжинским, Робертом Фальком, Анной Трояновской, Зинаидой Серебряковой, Петром Кончаловским, а также дружеские шаржи Кукрыниксов. 

Ольга Сдобникова

Фото: сайт Мемориальной квартиры С. Т. Рихтера

Публикация по теме: Выставка «Проект юбилейный. 20/21» в Музее кино