Выставка «Цветы, любовь, деревня, праздность…» в Доме-музее В. Л. Пушкина

деревня

Выставка «Цветы, любовь, деревня, праздность…»  работает в Доме-музее В. Л. Пушкина (улица Старая Басманная, дом 36). Сам Василий Львович не имел своей подмосковной усадьбы, хозяйством не занимался, но с удовольствием посещал загородные имения друзей и знакомых.

Дядя поэта  видел лишь праздничную сторону усадебной жизни: гуляния по парку, обеды, театральные представления, в которых всегда принимал участие, балы, ужины, иллюминации, фейерверки. Здесь Василий Львович находил дружеское и творческое общение с людьми, близкими ему по духу.

Виды усадьбы – жанр чрезвычайно популярный в XVIII – первой половине XIX века. Графические виды парка и интерьеров усадьбы дополняли любую изобразительную коллекцию.

Усадьба открывала огромные возможности для проявления личных вкусов владельца, которые выражались в обустройстве усадебного дома, в разбивке садов и парков, в создании художественных, научных и иных коллекций, в собирании фамильных архивов и библиотек.

Поэтому усадьба представлялась идеальным местом, где, уподобляясь творцу, владелец реализовывал собственные творческие амбиции. Здесь заказчик раскрывался как многогранная личность, демонстрируя свои вкусы и семейные добродетели, с одной стороны, и свои заслуги перед Отечеством, перед обществом – с другой. Усадьба стала тем местом, где тесно переплелись идеи государственного служения и частной жизни, превратив пространство загородного поместья в сложную смысловую структуру.

На выставке представлены такие усадьбы как Архангельское (имение Юсуповых), Остафьево (Вяземских), Люблино (Писаревых), Марфино (Салтыковых), Ильинское (Остерман-Толстых), Покровское-Валуево (Мусиных-Пушкиных), Ольгово (Апраксиных).

В усадьбе Ольгово находилось более сотни живописных полотен и несколько десятков графических листов. Важной частью усадебной портретной галереи были изображения русских монархов. Они призваны были подчеркнуть верноподданнические чувства хозяина. В основном это портреты низкого качества, писанные крепостными художниками. 

Кроме того,  в коллекции включались портреты не только монархов, но и полководцев и важных государственных деятелей. Эта часть ольговского собрания представлена на выставке рядом с портретами членов семьи Апраксиных, их родственников, знакомых и знаменитых современников.

Если старшему поколению Апраксиных важны были имена изображенных, которые передавались из поколения в поколение, и совершенно не интересны художественные достоинства полотен и их исполнители, то в лице детей С. С. Апраксина мы сталкиваемся с совершенно новым типом заказчика. 

На выставке «Цветы, любовь, деревня, праздность…» представлены также предметы мебели из имения Апраксиных. Собранные вместе, эти вещи напоминают нам об одном из наиболее известных художественных комплексов Подмосковья, ныне, к сожалению, утраченном. 

Ксения Чупкина

Фото: сайт Дома-музее В. Л. Пушкина

Публикация по теме: Портреты друзей Василия Пушкина