Александр Каминский — семейный архитектор Третьяковых

александр каминский

Известный московский архитектор Александр Каминский в 1890 году преподнёс в дар Павлу Третьякову свою акварель «Фонтан в Витербо». Вместе с этой работой коллекция мецената пополнилась ещё несколькими акварелями и рисунками архитектора, которые он сделал во время поездки по Италии.

Город Витербо, который находится в 100 километрах севернее Рима, в XIX веке привлекал многих путешественников. Справедливости ради следует заметить, туристам он нравится и по сей день. Больше всего привлекает средневековый облик исторического центра и обилие фонтанов.

Самый старый фонтан, сооружённый ещё в XIII веке, называется Большой и находится на одноимённой площади (Пьяцца Фонтана Гранде). Его и изобразил Каминский в акварели. Надо сказать, художник выбрал удачный ракурс и сумел в деталях запечатлеть это готическое сооружение. У него получилось искусно воспроизвести бьющие струи воды, брызги и падающие потоки.

Общий пейзаж хорошо оживляет стоящий рядом с фонтаном ослик, летящие над древней городской башней птицы и дымок, что поднимается над крышей жилого дома.

Возрождённый шедевр

Сейчас в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке ещё проходит выставка «Мастера Возрождения» (до 13 ноября). Реставраторы отдела научной реставрации графики XVIII – начала XX века Третьяковки работали над этим проектом десять лет. В итоге им удалось спасти более двух тысяч экспонатов, сто шестьдесят из которых представили зрителям.

На этой выставке, кстати, на большом экране можно увидеть, как происходит весь процесс реставрации. Это довольно сложная и кропотливая работа. Например, акварель очень уязвима к свету, температуре и влаге, бумага быстро желтеет, а краска выгорает. Одним из способов восстановить яркость изображения является промывка дистиллированной водой. Благодаря такому приёму специалистам удалось вернуть яркость заметно потускневшему «Фонтану в Витербо» Александра Каминского. Так что сейчас эта акварель радует глаз, а наиболее впечатлительным не терпится увидеть далекое Витербо своими глазами…

Семейный архитектор Третьяковых

Александра Степановича Каминского в своё время считали одним из самых модных и плодовитых московских архитекторов, известным мастером поздней эклектики. Он стал семейным архитектором рода Третьяковых.

Сейчас его имя звучит редко… Обычно называют Фёдора Шехтеля, Владимира Шухова, Льва Кекушева, Константина Мельникова, Ивана Жолтовского. Знатоки добавят в этот список Виктора Мазырина, автора особняка Морозова на Воздвиженке, ещё парочку-другую имён, а вот Каминского вряд ли вспомнят. А ведь он принимал участие в строительстве в Москве около сотни зданий.

Александр Каминский родился в зажиточной дворянской семье в Волынской губернии на Украине. В 1848 году, когда ему было 19 лет, окончил гимназию и поступил в Императорскую академию художеств в Петербурге на архитектурное отделение в класс Константина Тона. Там же прежде обучался его старший брат Иосиф, впоследствии руководивший строительством храма Христа Спасителя по проекту Константина Тона.

В 1857 году Александр закончил академию с золотой медалью и получил звание художника архитектуры. После чего его отправили на стажировку в Италию и Францию. В Париже молодой архитектор знакомится с российским предпринимателем и меценатом Павлом Третьяковым. Впоследствии Каминский женился на его сестре Софье и стал семейным архитектором рода Третьяковых, которым оставался в течение всей своей жизни.

Расцвет творчества 

Именно благодаря Третьякову к нему пришли заказы от Морозовых, Боткиных, Коншиных и других богатейших семейств Москвы. А 1867 году Каминский занимает должность старшего архитектора Московского купеческого общества, и дела его идут в гору. В начале 1870-х годов Александр Каминский возглавил строительство двухэтажного здания, примыкающего к особняку Третьякова, для размещения залов его картинной галереи, затем неоднократно пристраивал новые помещения к этой галерее, так как собрание Павла Михайловича росло.

По его проектам возводятся дорогие коммерческие здания и доходные дома, гостиницы, склады, богадельни, застраиваются целые кварталы, перестраиваются старые ампирные здания в современные доходные дома. Самыми известными его постройками этого периода стали здание Московской биржи, а также доходные дома Иосифо-Волоколамского подворья и Московского купеческого общества. Одновременно с этим архитектор продолжает выполнять частные заказы на строительство небольших городских усадеб, а также занимается церковным строительством.

К слову, среди помощников Каминского был молодой Фёдор Шехтель, а его учениками — известные архитекторы Иван Барютин, Максим Геппенер, Семён Эйбушиц, Илья Бондаренко, Иван Машков, Константин Терский и Леон Даукша.

Конец карьеры

Казалось, карьере ничего не угрожает. Однако всё закончилось в одночасье, в 1888 году, после обрушения строящегося по его проекту на углу Кузнецкого Моста и Неглинной улицы доходного дома Московского купеческого общества. Под завалами погибли 11 человек, столько же получили тяжёлые травмы.

Возможно трагедия и не повлекла бы за собой таких последствий, ведь подобные случаи бывали и раньше, да только слишком много было жертв. К тому же, следствие установило большое количество нарушений при проведении работ и признало Каминского виновным. Архитектора приговорили к шестинедельному аресту (сначала на гауптвахте, затем — в виде домашнего ареста) и церковному покаянию.

Понятно, что после этого случая архитектор практически перестал получать заказы. А в 1893 году был уволен с должности старшего архитектора Московского купеческого общества. Впоследствии Каминский пытался восстановить свой авторитет. Он даже стал учредителем и главным редактором «Художественного сборника работ русских архитекторов и инженеров», желая подобным образом популяризировать свои постройки. Но ничего не получилось.

В 1897 году Александр Каминский умер и был похоронен на кладбище Ново-Алексеевского монастыря. Однако в 1930-х годах монастырский некрополь был ликвидирован, и могилу архитектора утратили. Его последней работой стал храм Преподобного Серафима Саровского в Сарове, который освятили уже после смерти архитектора — в 1903 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При подготовки публикации использовались следующие материалы:
Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — 3-е изд. — М.

Сайты Posmotrim.by и ГТГ

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи»