Двери Тимура

двери тимура

Двери Тимура охраняют от непосвященных таинственное царство Средней Азии

двери тимура

В творчестве Василия Верещагина важное место занимали темы исторических событий, культуры и быта народов, живущих в странах Средней Азии. Несколько лет он прослужил в чине прапорщика при генерал-губернаторе Туркестана, участвовал в сражениях, был ранен, за ратные подвиги даже получил орден Святого Георгия IV степени. Несмотря ни на что Верещагин увёз в сердце восхищение местной природой, творчеством мастеров Востока, яркими красками национальных одежд… Эти впечатления вылились в цикл работ под названием «Туркестанская серия», к которой принадлежит и полотно «Двери Тимура (Тамерлана)», написанное художником в 1872-1873 годах.

     Надо сказать, что писалась серия по воспоминаниям во время пребывания художника в Санкт-Петербурге, Париже, Мюнхене. Она частично посвящена военным событиям периода присоединения к России среднеазиатских ханств, частично — быту, традициям и культуре местного населения.

    Верещагин открыл для зрителя совершенно новые темы, ранее неизвестные широкому зрителю и никем не писанные. Можно сказать, нашёл свою дорогу в русском искусстве и снискал популярность. Но тематика, колористика и техника живописи были оказались сложны для восприятия современников, их новизна и необычность поначалу вызвали неоднозначную оценку. Многим коллегам художника, среди которых были, например, Перов и Репин, «Туркестанская серия» казалась чужеродной. Впрочем, со временем возобладало мнение Ивана Крамского, что картины Верещагина — блестящий успех новой русской школы и её безусловное достижение.

   Отзываясь о «Дверях Тимура» Крамской  напишет: «Эти тяжелые, страшно старые двери с удивительной орнаментацией, эти фигуры, сонные, неподвижные, как пуговки к дверям, как мебель какая-нибудь, как тот же орнамент, так переносят в Среднюю Азию… что напишите книг, сколько хотите, не вызовете такого впечатления, как одна такая картина».

  «Двери Тимура (Тамерлана)» — большое полотно, это холст размером 213 x 168. Оно представляет новый тип исторической картины, при этом композиция и сюжет необычны. Верещагин с документальной точностью изображает декоративный резной орнамент дверей мавзолея Гур-Эмир в Самарканде, можно даже разглядеть мельчайшие детали прихотливой резьбы.

   На их фоне яркие экзотические одежды вооруженных стражников выглядят пёстро, но внушительно… Два крупных воина увешаны разным оружием, они застыли в напряжённом ожидании хозяина дворца, вглядываясь в роскошную, явно очень тяжёлую дверь и прислушиваясь к шагам. Они будто охраняют от непосвященных или неверных непостижимое, таинственное и завораживающее царство Средней Азии.

Яркие или мрачные гигантские полотна

  Художник сумел сделать невероятное — передал зрителю дух средневекового деспотизма. С одной стороны человек любуется искусной работой древних резчиков, восхищается яркостью нарядов стражей, а с другой в лицо буквально дышит кровавая эпоха Тамерлана.

  Далеко не все способны были воспринять трагическую, ничем не приукрашенную реальность верещагинских полотен. К творческим противникам Верещагина принадлежал его коллега по цеху Александр Бенуа, безусловный эстет, предпочитавший красоту страшной действительности.

   Полотна Верещагина представлялись ему антиэстетичными: «Еще памятно, как 20 лет тому назад ломились на выставку Верещагина и какое чудовищное и огорашивающее впечатление производили его пёстрые и кровавые картины. Выставки эти, устроенные в комнатах без дневного света, увешанных странными чужеземными предметами и уставленных тропическими растениями, производили ужасный, непреодолимый эффект. Нам ясно помнится, как толпилась перед ярко освещенными электричеством громадными картинами непроницаемая, все растущая масса народа. Эти яркие или мрачные гигантские полотна, на которых шагали феерично разодетые индусы, богато разукрашенные слоны с магараджами на спинах, на которых тянулись по горам в глубоком снегу несчастные войска, или поп в черной ризе отпевал под тусклым небом целое поле обезглавленных голых покойников, — эти полотна действовали, как тяжёлые кошмары горячки».

Тамерлан

    Поразительно, но наглухо закрытые двери тем не менее «приоткрывают вход» в царство Тамерлана. Тимур (Хромой) или Тамерлан — один из великих мировых завоевателей, сыгравший заметную роль в истории Средней Азии и Кавказа. Выдающийся полководец, эмир с 1370, создатель крупной державы со столицей в Самарканде, основатель династии тимуридов.

   Опираясь на богатый опыт своих предшественников, он сумел создать мощную и боеспособную армию, позволившую ему одерживать блестящие победы на полях сражений. Хотя завоевательные походы Тимура отличались жестокостью даже по средневековым меркам. Говорили, что он пришёл в этот мир, чтобы утопить его в крови. Вместе с тем, эмир был довольно образованным человеком, знал много языков, любил общаться со мудрыми старцами, знал наизусть Коран и 99 имён Аллаха. Постройки Тимура, в создании которых он принимал деятельное участие, обнаруживают в нем редкий художественный вкус. У себя в Самарканде он собрал лучших представители искусства и науки разных стран.

    Во многом биография Тимура напоминает биографию Чингисхана: оба завоевателя начали свою деятельность как предводители набранных ими лично отрядов приверженцев, которые и потом оставались главной опорой их могущества. Различие же заключается главным образом в образовании. Чингисхан был безграмотен.

 Исторический факт

  Как написано в древних книгах, Тамерлан наложил проклятье на тех, кто потревожит его покой после смерти. Надпись на нефритовой надгробной плите гласит: «Всякий, кто нарушит мой покой в этой жизни или в следующей, будет подвергнут страданиям и погибнет».

  Исторически достоверен факт, что гробница Тамерлана в мавзолее Гур Эмир в Самарканде всё-таки была вскрыта советскими учёными. И произошло это 21 июня 1941 года, менее чем за сутки до нападения фашистской Германии на СССР.

   Из воспоминаний Малика Каюмова, бывшего кинооператором при вскрытии могилы:

  «Вошёл в ближайшую чайхану, смотрю — там три древних старика сидят. Я ещё отметил про себя: похожи друг на друга, как родные братья. Ну, я присел неподалёку, мне чайник и пиалу принесли. Вдруг один из этих стариков и обращается ко мне: «Сынок, ты ведь из тех, кто вскрывать могилу Тамерлана вздумали?». А я возьми да и скажи: «Да я в этой экспедиции самый главный, без меня все эти учёные — никуда!». Шуткой решил свой страх отогнать. Только, смотрю, старики в ответ на мою улыбку ещё больше нахмурились. А тот, что заговорил со мной, к себе манит. Подхожу ближе, смотрю, в руках у него книга — старинная, рукописная, страницы арабской вязью заполнены. А старик по строчкам пальцем водит: «Вот смотри, сынок, что в этой книге написано. „Кто вскроет могилу Тамерлана — выпустит на волю духа войны. И будет бойня такая кровавая и страшная, какой мир не видал во веки вечные“»…

Остальным там делать нечего…

   Это было 20 июня. О необычной встрече оператор рассказал остальным, и его подняли на смех. На следующий день — 21 июня учёные вскрыли могилу, а 22 -го началась война. Никто не смог найти тех старцев: хозяин чайханы сказал, что он видел стариков только однажды, в тот день когда Каюмов с ними беседовал…

 Вскрытие гробницы Тамерлана было произведено выдающимся советским ученым-антропологом Герасимовым. В результате исследования черепа полководца, по уникальным технологиям была воссоздана внешность Тамерлана.

   Позже, по словам Каюмова, в октябре 1942 года на фронте он добился встречи с маршалом Жуковым. Уверовав в предсказание старцев, он объяснил командующему ситуацию и предложил вернуть прах Тамерлана обратно в могилу. Это было осуществлено 19-20 ноября 1942 года. В эти дни произошел коренной перелом в Великой Отечественной: наши войска осуществили прорыв и перешли в наступление в Сталинградской битве.

  Много позже гробница Тимура всё же стала местом паломничества туристов. Местные жители обратились с просьбой навсегда запечатать мавзолей. И он был закрыт в официальном порядке. Теперь навестить гробницу величайшего завоевателя могут только мулла и учёные. Остальным там делать нечего…

Василий Васильевич Верещагин

   Русский художник, мастер батальной картины Василий Васильевич Верещагин родился в Череповце 14 (26) октября 1842 в семье помещика. В 1850–1860 учился в петербургском Кадетском корпусе, окончив его в чине гардемарина. Плавал в 1858–1859 на фрегате «Камчатка» и других кораблях в Данию, Францию, Англию. В 1860 Верещагин поступил в петербургскую Академию художеств, но оставил ее в 1863 году.

     Всю жизнь Василий Верещагин был неутомимым путешественником. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане, участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии. В 1877–1878 годах участвовал в русско-турецкой войне на Балканах. Посетил Сирию и Палестину, США, Филиппины, у Кубу, Японию.

    Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. В батальных картинах Верещагин с жестким реализмом раскрывает изнанку войны. Погиб художник в походе. Вместе с русскими моряками он сгинул при взрыве броненосца «Петропавловск» на рейде Порт-Артура 31 марта (13 апреля) 1904 года во время русско-японской войны.

Наталья Швец

Репродукция картины Василия Верещагина «Двери Тимура», Третьяковская галерея

 

   Публикация по теме: «Видение отроку Варфоломею – первая работа Михаила Нестерова из посвященных преподобному игумену«