Картина Алексея Саврасова «Домик в провинции» поступила в ГТГ по завещанию

картина алексея саврасова

Картина Алексея Саврасова «Домик в провинции. Весна» поступила в Третьяковку по завещанию профессора Московской консерватории, великой русской арфистки Веры Дуловой в 2000 году. Это не самое известное произведение художника, но оно, безусловно, несёт радость и надежду. Стоит посетить галерею, чтобы рассмотреть его как следует.  

Вместе с этой работой Третьяковская галерея получила ещё 58 произведений русских художников второй половины ХIХ – начала ХХ века. 

Можно утверждать, что картина Алексея Саврасова стала самой большой драгоценностью коллекции Веры Георгиевны Дуловой. Этот нежный, обаятельный пейзаж вызывает у зрителей необыкновенное чувство радости. Трудно оставаться равнодушным, когда смотришь на пробуждение природы весной, первую зелень…

«Домик в провинции. Весна»

Кисти Алексея Саврасова принадлежит много весенних пейзажей. Великий мастер, как никто другой, умел изображать самые разные оттенки весеннего состояния природы. Он передавал вздох и затаённую радость при виде солнца, новой листвы, первых цветов, птичьих голосов. К слову, о птицах он никогда не забывал. Есть они и в «Домике в провинции», написанной в 1878 году. Часто эту работу Саврасова называют душевной.

Едва ли не половину холста занимает деревенский домик с красной крышей. На переднем плане — деревца, покрытые свежей весенней зеленью, проглядывает молодая травка… Возле дома курочка с цыплятами… Солнце закрыло набежавшее лёгкое облачко, через которое на землю всё же проникают лучи…

Взгляд невольно поднимается от земли к тонким зазеленевшим берёзкам, терракотовой крыше, останавливается на тени от храма, купол которого отчётливо на ней отражается… Затем растворяется в голубизне неба. А какие милые подробности: распахнутое навстречу весеннему дню окно, канарейка в клетке, крадущаяся по коньку кошка.

Исследователи русского пейзажа второй половины ХIХ века отметили жанровое начало саврасовских пейзажей. Это присуще только ему. Только он мог так рассказать о связи природы с жизнью и настроениями людей, их деятельностью. Природу он показывал глазами человека, очеловечивал и одушевлял её.

Картина Алексея Саврасова

Картина Алексея Саврасова «Домик в провинции. Весна» не так известна, как его знаменитые «Грачи прилетели». Грачей, кстати, можно увидеть во многих картинных галереях и это подлинники, написанные самим художником.

Но «Домик в провинции» невозможно забыть, увидев хотя бы раз. Она буквально заряжает позитивом, и помогает этому искусно изображённый солнечный свет. Рисуя небо, художник играет на контрасте. Он использует светлые и тёмные тона, добавляет сиреневый, серый, бежевый и в итоге достигает невероятного эффекта. Мы видим небеса в конце апреля или начале мае, когда солнце поднимается достаточно высоко…

Несколько позже непритязательная повседневность провинциальной жизни с её уютом и очарованием найдёт душевный отклик в творчестве Поленова. Хрупкую красоту и поэзию, запечатлённые Саврасовым, подхватит и новое поколение русских художников рубежа ХIХ-ХХ веков.

Великий художник и беспробудный пьяница

Алексей Саврасов вошёл в историю как автор картины «Грачи прилетели», один из учредителей Товарищества передвижников и беспробудный пьяница, друзья которого так и не смогли ему помочь.

Алексея удостоили звания неклассного художника за картину «Вид Московского Кремля при луне». Но славу ему принесла работа, написанная годом позже, – «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» .

Все были уверены, у Алексея Кондратьевича блестящее будущее. Окончание училища он отметил двумя картинами – «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума». За них он получил звание академика, а «Вид в окрестностях…» спустя четыре года купил сам Павел Третьяков. Случилось это в 1858 году.

Тогда же Саврасов становится руководителем пейзажного класса училища живописи и ваяния, в котором сам недавно обучался. Одна крупная выставка сменяет другую. Москва, Петербург, Париж, Лондон. Следует отметить, он везде работает, пишет пейзажи там, где находится. Если выставка проходит, например, в Швейцарии – пишет швейцарские пейзажи.

Более того, вместе с Василием Пукиревым успевает создать учебник рисования… В начале 1870-х он находится на пике популярности. Именно тогда одна за другой появляются работы, сделавшие его навеки знаменитым. «Грачи прилетели», «Разлив Волги под Ярославлем», «Просёлок», «Могила на Волге»,  «Радуга».

Печальный исход

Зато вторая половина 1870-х — печальный период в жизни мастера. Без бутылки он не представляет своей жизни…

Дело в том, что в 1876 году от художника ушла жена, Софья Карловна, урождённая Герц. Она переехала в Санкт-Петербург к сестре, забрав с собой двух дочерей — Евгению и Веру. Ей больше было невмоготу терпеть его запои. Алексей Кондратьевич остался один.

Его ученик Константин Коровин позже вспоминал: «Он похудел и поседел, и нас поразила странность его костюма. Одет он был крайне бедно: на ногах его были видны серые шерстяные чулки и опорки, вроде каких-то грязных туфель; чёрная блуза повязана ремнём, на шее выглядывала синяя рубашка, на спине был плед, шея повязана красным бантом. Шляпа с большими полями, грязная и рваная».

В 1882 году Алексея Кондратьевича уволили из училища. Всё в его жизни стало ещё хуже. Друзья пытались как-то помочь, но увы… Теперь гений подрабатывает в тех же кабаках, где пьянствует, рисуя картинки за водку и еду.

Х Х Х

Умер Алексей Саврасов в 1897 году в больнице для бедных. Похоронили его на Ваганьковском кладбище. На могиле художника установили лаконичный памятник из полированного гранита тёмного цвета. Надгробие представляет собой одинарную стелу с ломаными очертаниями и необработанными боковыми гранями. Гравировкой нанесены имя, годы жизни, эпитафия и изображение креста. К сожалению, информации о том, кто поставил памятник на могиле Саврасова, найти не удалось.

картина алексея саврасова


При подготовке публикации использовались следующие материалы:

Добровольский О. М. Саврасов — М.: Молодая гвардия, 1983. — 271 с.: ил. — (Жизнь замечательных людей)
Кондаков C. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764–1914 / составил С. Н. Кондаков. — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 : Часть биографическая.

Константин Коровин. Воспоминания
Мальцева Ф. С. Алексей Кондратьевич Саврасов : жизнь и творчество / Ф. С. Мальцева. — М. : Искусство, 1977.

Мальцева Ф. С. Алексей Кондратьевич Саврасов : альбом / Ф. С. Мальцева. — Издание 2-е. — Л. : Художник РСФСР, 1989. — 190, [1] с. : ил., цв. ил. — (Русские живописцы XIX века).

Телешов Н. Д. Записки писателя: Рассказы о прошлом и воспоминания. — М. : Советский писатель, 1950.

 

 

Наталья Швец
Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Теремной дворец в Московском Кремле» Василий Поленов писал на пленэре