«Осень в провинции» Кустодиев писал по воспоминаниям

осень в провинции

Картина «Осень в провинции» была написана Борисом Кустодиевым не с натуры, а на основе воспоминаний. Художник был прикован к инвалидному креслу, но не сломался, продолжал рисовать и из-под его кисти выходили необыкновенно яркие, сочные полотна.

Глядя на картину Бориса Кустодиева «Осень в провинции», написанную в 1926 году, вспоминаются слова поэта: «В багрец и в золото одетые леса». На улице ещё тепло, но уже понятно — лето закончилось и клён с яркой пылающей кроной тому подтверждение.

Художнику удалось невероятное: он сумел показать не только время года, но и передать запах осенней листвы, арбуза, которые едят румяные купчихи на террасе, и свежей выпечки из соседней булочной…

Осень и люди

На переднем плане картины «Осень в провинции» из коллекции Государственной Третьяковской галереи написана сцена чаепития. Две разряженные и невероятно довольные собой купчихи неспешно пьют чай за столом с пирогами и арбузом на блюде. Невольно начинаешь сравнивать их с другой знаменитой кустодиевской «Купчихой за чаем»… Уж не подруга ли этих двух кумушек! Одна подливает себе из самовара горячего чая и улыбается с полузакрытыми глазами, кажется что от удовольствия мурлычет словно кошка. Кстати, кошка тоже есть на картине. Она спокойно спит рядом со второй молодкой, сидящей спиной к зрителям.

Основную часть полотна занимает пейзаж и бытовые сценки провинциального городка. Вот свободно пасётся лошадь, прохаживаются гуси и куры, тут же играют дети, за которыми следит старый дед, и влюбленная парочка общается через забор.

Вверху справа — церковь на фоне неба, затянутого плотными облаками. Пространство неба показано фрагментарно, его обрамляют красные, жёлтые, пламенно-рыжие кроны деревьев.

Почему Кустодиев любил рисовать купчих?

Этим вопросом задаешься, когда понимаешь сколько у него полотен с румяными купчихами. Тут надо обратиться к истории. В 1920-1930 годы в стране разруха, голод, холод… Семья художника сильно нуждается, дошло до того, что стали распродавать вещи. В те дни Кустодиев, который пятнадцать лет не выходит на улицу самостоятельно, напишет в письме театральному режиссёру Василию Лужскому: «Живём мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости».

Искусствоведы считают, что эти самые пышнотелые особы были для него символом сытости, достатка и спокойствия. Только благодаря им он уходил в мыслях от своей болезни и тяжёлого быта. Кроме того, с их помощью Борис Михайлович сумел создать собирательный образ уездных городов, где всё дышало спокойствием и умиротворённостью.

Осень над городом

Картина «Осень в провинции» является частью серии из трёх картин. Другие называются «Осень» и «Осень над городом».

«Осень над городом» была написана раньше всех — в 1915 году. На переднем плане справа мы видим открытую беседку. В ней спиной к городу сидит мужчина, скрестив ноги и подперев подбородок рукой. Позади него жёлтые вершины растущих на склоне деревьев. Можно предположить, что мужчина присел на скамью отдохнуть или полюбоваться осенним пейзажем.

У картины «Осень над городом» есть вариант, написанный в 1918 году, который хранится в Государственном Русском музее. Здесь художник изобразил осень совершенно иначе. Хмурые облака на сероватом небе, довольно пасмурно и сумрачно… Даже листва на деревьях уже не золотая и не яркая, при первом ветре она готова упасть на землю. Настроение усиливают тёмные сосны.

В глубине парка виднеется беседка, а на переднем плане изображена пара. Пожилой мужчина в шляпе сидит на скамье. В одной руке у него трость, другой он опирается на сиденье, с большим усилием пытаясь встать. Рядом с ним, съежившись, стоит женщина в шляпе, пальто с меховым воротником и белых сапожках.

За ними, внизу, сквозь туманную дымку просматривается даль до самого горизонта: городские крыши, белокаменные стены церкви…

Осень

Картина «Осень» находится в частном собрании и увидеть её широкой публике не представляется возможным. Мы знаем её по репродукциям.

Здесь на первом плане нарисована женщина в ярком пышном платье. По всей видимости она отправилась на прогулку и встретила своего знакомого, который вышел на крыльцо своего дома полюбоваться тёплым осенним деньком. Пейзаж типично деревенский: бегают куры и петухи, крестьянин пытается унять разыгравшегося белого коня, дорога убегает прямиком к сияющей голубизной речке. Всюду царит суета и веселье, окружающая природа и люди радуются солнцу и теплу…

Над большим барским домом возвышаются кроны ярко красных деревьев, некоторые из них ещё сохраняют летнюю зелень. За домами и деревьями виднеется неизменная колокольня церкви, на другом берегу реки дома. Скорее всего, там другая деревня.

Своим друзьям художник обычно говорил так: «Картины в моей голове сменяются, как кино». И когда смотришь на его полотна, веришь этому.

Кустодиев революцию принял

Борис Кустодиев сразу и безоговорочно принял Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Сам он тогда уже тяжело болел, и за всеми событиями мог наблюдать лишь в окно. Именно так появилась его картина «27 февраля 1917 года».

Потом были полотна «Празднование II конгресса Коминтерна на площади Урицкого» и «Ночной праздник на Неве». В них живописец также вернулся к теме народных гуляний, только наполнил новым содержанием и новыми образами.

При этом он продолжает писать своих любимых купчих. Из-под его кисти выходит «Купчиха за чаем», затем появляется акварельная серия «Русские типы» и одна из лучших по живописи картин художника «Купчиха перед зеркалом».

К сожалению, болезнь прогрессировала и Кустодиеву требовалось серьёзное лечение. В последние годы художник вынужден был работать на холсте, подвешенном над ним почти горизонтально и так близко, что не имел возможности увидеть сделанное целиком.

В марте 1927 года художник получил разрешение Наркомпроса на просьбу выехать в Германию для лечения, но поездке этой не суждено было состояться. В конце мая, вернувшись с дачи Алексея Толстого, художник заболел пневмонией, которая стала для него фатальной. Незадолго до смерти Борис Михайлович попросил посадить на его могиле берёзу и не ставить надгробную плиту.

Борис Михайлович Кустодиев умер в Ленинграде 26 мая 1927 года. Ему не было и пятидесяти лет, а его жена Юлия скончалась во время ленинградской блокады, так и не дожив до времени, когда творчество Кустодиева обрело истинную славу.

осень в провинции
Осень в провинции
Осень над городом. 1918
Осень
Осень над городом. 1915

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наталья Швец
Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Портрет молодого человека с мопсом» Третьяков купил как работу Дмитрия Левицкого