«Портрет молодого человека с мопсом» Третьяков купил как работу Дмитрия Левицкого

Картина «Портрет молодого человека с мопсом» была куплена коллекционером Павлом Третьяковым как работа художника Дмитрия Левицкого. Считалось, что на портрете изображён знаменитый поэт и государственный деятель Гавриил Державин. Многие искусствоведы и исследователи не согласились с меценатом, споры относительно авторства работы и личности модели велись долго и очень активно.

Прежде всего, потому что пропорции фигуры и лица Гавриила Романовича Державина на портрете не совпадали с другими его изображениями. Вызывал недоумение и факт, что модель на портрете намного моложе поэта, которому в конце 1790-х, когда собственно портрет и появился, было не менее пятидесяти лет.

Кроме того, наиболее внимательные обратили внимание на взгляд юноши. Заметно, что он чуть смотрит в сторону. Это позволило высказать предположение: Третьяков купил чей-то автопортрет. Причём, художник при его написании использовал зеркало. 

Авторство Левицкого было оспорено

В 1920 году художник и искусствовед Игорь Грабарь окончательно отвёл авторство Дмитрия Левицкого, однако имя настоящего автора так и не назвал. Лишь более чем через 20 лет, в 1942 году, научный сотрудник Третьяковской галереи Андрей Лебедев высказал предположение, что картина написана Иваном Смирновским. Этот художник известен куда меньше Левицкого, но в своё время он был очень популярен в Санкт-Петербурге в числе так называемых «малых» портретистов конца XVIII – первой четверти XIX века.

Андрей Лебедев сравнил стиль «Портрета молодого человека с мопсом» с портретами «А.М. Юрьева» и «А.К. Кокшарова» и определил: картины похожи по композиции и стилистике.

Окончательно авторство Ивана Смирновского было подтверждено в 2007-2008 годах. Доказать это помогли современные технико-технологические исследования.

Увидеть данный портрет можно в музее Павла и Сергея Третьяковых филиале Третьяковки.

Об авторе данных нет

К сожалению, об Иване Смирновском не сохранилось никаких биографических данных. Более того, его имя отсутствует в списке учеников Петербургской Академии художеств, в справочниках по истории академии, в Московском, Петербургском и Провинциальном некрополях, в дворянских родословных книгах. Нет его и в Адресной книге Санкт-Петербурга 1809 года.

Единственный выявленный по материалам «Санкт-Петербургских ведомостей» житель столицы этого времени, носящий фамилию Смирновский (другое написание – Смиренский), – поручик, владелец одного из домов в Литейной части, сдававший квартиры внаём в конце 1810 – 1820 гг. Вполне понятно, что этого человека никак нельзя связывать с именем художника. Хотя с другой стороны, а почему бы и нет? Вдруг это талантливый художник-любитель?

Однако, этот человек всё-таки реально существовал. И свидетельством тому подпись художника на «Портрете неизвестного», датированном 1798 годом. Полотно хранится в Государственном Русском музее и считается одной из ранних работ мастера. В подписи слева внизу начертано: «П, иванъ, Смирновскiй июля 25, 1798».  Подобные подписи есть и на более поздних работах, в том числе и тех, которые датированы 1822 годом. Вывод напрашивается сам собой: художник творил в конце 1790-х – начале 1820-х годов.

Специалисты считают, что он не был крепостным и считался модными портретистом. Ведь к его услугами прибегали довольно обеспеченные люди — дворяне, чиновники, купцы, обрусевшие иностранцы.

Кого писал Смирновский

На сегодня кисти Ивана Смирновского приписывается восемнадцать портретов и практически все они хранятся в крупнейших музеях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже, Государственном историческом музее, Самарском областном художественном музее, Национальном художественном музее Республики Беларусь.

Известны имена лишь семи моделей: Алексей Михайлович Юрьев, А. Кошкарёв, Христина Брауэр, Елизавета Шерман (урождённая Брауэр, — авт.), Екатерина Мюллер, Захар Григорьевич Чернышёв, Екатерина Дмитриевна Долгорукая (урождённая Голицына — авт.). Портреты нескольких «неизвестных» в разное время разными исследователями также связывались с именами конкретных людей, но доказано это не было.

Среди ранних известных работ Смирновского – два мужских портрета из собрания Третьяковки, на которых герои изображены в мундирах Санкт-Петербургской губернии образца 1797 года. Его надлежало носить дворянам, записанным в родословную книгу Санкт-Петербургской губернии, а также чиновникам тех ведомств, где не имелось собственной формы. Отсюда можно смело утверждать: художник творил в северной столице и был вхож в определённые дворянские круги.

Портреты Третьяковки

Один из портретов, датированный 1799 годом, имеет старую надпись на подрамнике, сделанную графитным карандашом: «Гнъ Юрьевъ». Мундир Юрьева украшает орден Святого Владимира 4-й степени. Рядом с фигурой можно рассмотреть белый плюмаж шляпы, который могли носить только военные или гражданские чины, имеющие генеральский ранг.

Специалисты предположили, что Юрьев имел чин не ниже статского советника, а затем, изучая документы,  установили, что изображённый на портрете Алексей Михайлович Юрьев в 1790-х гг. служил в Петербурге в должности старшего директора Государственного Заёмного банка. Сначала он был в чине коллежского асессора, а ко времени написания портрета работал в банке уже в чине статского советника.

На втором портрете из коллекции Третьяковки изображён А. Кошкарёв, как и Юрьев, принадлежащий к знатному роду, известному с XVI века и внесённому в «Бархатную книгу». Жаль, но пока не удалось установить, кто из семейства Кошкарёвых написан Смирновским.

Державин или автопортрет?

Как уже говорилось выше, искусствоведы и сам Третьяков полагали, что на «Портрете молодого человека с мопсом» изображён поэт и сенатор Гавриил Романович Державин. По крайней мере, подобного мнения придерживались историк искусства Дмитрий Ровинский, искусствовед Николай Врангель и меценат Сергей Дягилев.

К слову, ещё одна работа автора «Портрет неизвестного» также считалась портретом Державина, чего проведённая в 1970 годы криминалистическая экспертиза не смогла ни подтвердить, ни опровергнуть. И всё потому, что сравнение моделей портретов с иконографией изображений поэта не получило весомых подтверждений и доказательств.

Кроме того, рассматриваемые работы Смирновского не упоминаются в девятитомном собрании сочинений Державина с примечаниями профессора Якова Грота, нет этого и в написанной им биографии поэта, как и в мемуарах современников. Точно можно утверждать лишь одно: модели на портретах молоды, а поэту в то время было за пятьдесят.

Почему Державин упоминается в творчестве Смирновского

Однако имя Державина в контексте творчества Ивана Смирновского появилось не случайно. Вплоть до начала 20-х годов прошлого века в портретной галерее имения Смоленское-Державино Бузулукского уезда Оренбургской губернии, некогда принадлежавшего Державину, находились «Портрет двух девочек» и «Портрет неизвестной», созданных Смирновским в 1810 году.

И опять никто точно не знает, кого рисовал художник. Вряд ли это была вторая жена поэта Дарья Алексеевна, чьи изображения сохранились, или же его дочери. Известно, что своих детей у поэта не было, зато он воспитывал трёх детей покойного художника Николая Львова, у него постоянно жили сыновья и дочери поэта и драматурга Василия Капниста, три сестры Бакунины и родственники второй жены. Так что детские голоса в доме поэта звучали всегда.

Среди работ Смирновского имеется ещё один интересный «Портрет неизвестного», который можно увидеть в Государственном Русском музее. На сей раз можно определить, что это портрет купца, о чём свидетельствует медаль на шее, которой «за отличное усердие» награждались представители данного сословия. И ясно, что бедный человек просто не мог позволить себе роскошь заказать собственный портрет, значит, модель была достаточно обеспечена…

Жаль, конечно, что мы ничего конкретного не знаем о талантливом художнике Иване Смирновском, что кажется несколько странным. Вроде бы он был, а вроде бы и нет. Как знать, может под этим именем скрывался и другой человек. Да только вряд ли… Кто же станет прятать своё имя, создавая такие шедевры?

Портрет А.М. Юрьева
Портрет Кошкарёва
Портрет двух девочек
Портрет неизвестного
Портрет молодого мужчины с мопсом

 

 

 

 

Портрет дамы в белой шали
Портрет дамы

 

 

При подготовке публикации использовались следующие материалы:

Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII века. М.: Красная площадь, 1998;
Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. СПб.: Palace Edition, 1998;
Государственный Русский музей. Живопись. Первая половина XIX века. Каталог. К–Я. СПб.: Palace Edition, 2007;
Котельникова И. Г. Портрет Г. Р. Державина работы Смирновского;
Сайт «Русская живопись».

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла  «Сто шедевров живописи»