Портрет композитора Михаила Глинки Илье Репину заказал Третьяков

портрет композитора
Илья Репин. «М. И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила»

Портрет композитора Михаила Глинки стал одним из первых заказов, сделанных Павлом Третьяковым художнику Илье Репину. Случилось это в 1872 году, о чём художник вскоре лично сообщил искусствоведу Владимиру Стасову.  Интересно, что тогда заказ не был выполнен.

Один из первых заказов Третьякова Репин выполнил далеко не сразу. Получив заказ в начале 1870-х, к работе над портретом Глинки он приступил лишь в середине 1880-х. К слову, создавать образ композитора художнику помогала сестра Михаила Ивановича, музыкальный деятель Людмила Шестакова. После окончания выставки «15-я ТПХВ 1887» и размещения картины в залах галереи Репин, как это часто бывало и раньше, просил Третьякова выслать портрет, который получил название «М.И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила», в Санкт-Петербург для внесения исправлений.

Портрет композитора 

Живописный эскиз-вариант находится в Народном музее в Белграде, графические наброски для портрета – в Государственной Третьяковской галерее (1880-е, бумага) и в частном собрании в Москве. Рисунок «Композитор М.И. Глинка» (бумага, графитный карандаш), подписанный и датированный художником 1871 годом, также находится в ГТГ. Но этот рисунок является подготовительной работой к картине «Славянские композиторы».

Известен факт, что Илья Ефимович Репин очень любил музыку и тонко её чувствовал. И не все так же хорошо понимали произведения Глинки, как он. «Ты можешь быть европейской знаменитостью, высококлассным профессионалом, твоей музыкой могут восхищаться Беллини и Доницетти, Лист и Берлиоз, но в России это совершенно не помешает услышать: «А кто ты, собственно, такой? Отойди, ты ничего не понимаешь!».

На рассматриваемом портрете мы видим непричёсанного композитора, который лежит на мягком диване, облокотившись на пышную, выбивающуюся из наволочки подушку. На нём просторный халат, на придвинутом столике пустой стакан из-под чая.

Глинка смотрит куда-то в пространство, о чём-то замечтавшись и забыв про разложенные перед ним нотные листы. Возможно, так эта музыка и создавалась… И слушать её нужно так же: отрешившись от суеты, в ленивой полудрёме, позволяя своему воображению беспрепятственно следовать за фантазиями и мечтами.

«Руслан и Людмила»

Работа над оперой «Руслан и Людмила» началась в 1837 году и шла в течение пяти лет с перерывами. Глинка приступил к сочинению музыки, не имея готового либретто. Он очень хотел, чтобы либретто к опере написал Пушкин, но это оказалось невозможным, поскольку поэт в в 1837-м погиб на дуэли. Из-за его смерти композитор был вынужден обратиться к другим поэтам, в том числе из числа друзей и знакомых — Нестору Кукольнику, Валериану Ширкову, Николаю Маркевичу и другим.

Премьера состоялась 9 декабря 1842 года на сцене Большого театра в Петербурге. Сейчас покажется странным, но создатели постановки не смогли уловить специфику драматургии этого музыкального произведения. Опера показалась неоправданно длинной и скучной, и была подвергнута бессмысленным сокращениям.

Кроме того, певцы не успели к премьере как следует выучить сложные партии. В довершении всех бед заболела певица Анна Воробьёва-Петрова, для которой Глинка писал своего Ратмира. В итоге на первом представлении композитор был доволен только Осипом Петровым в роли Руслана.

Но этом неприятности не закончились. Император Николай I был, видимо, разочарован тем, что на этот раз за царя никто не умирал и покинул ложу ещё до конца спектакля.

Лишь к третьему представлению, когда Воробьёва-Петрова выздоровела и другие исполнители освоились с непривычной музыкой, опера начала медленно завоёвывать сердца слушателей.

Значение оперы

Как и в случае с оперой «Иван Сусанин», более известной, как «Жизнь за царя», порой текст не поспевал за музыкой. Но в этот раз всё получилось гораздо лучше. Более того, «Руслана и Людмилу» можно назвать совершенным произведением и лучшей оперой композитора.

Также следует отметить огромное влияние «Руслана» на последующее развитие музыки. Именно эта опера дала начало так называемому «ориентализму» в отечественной музыке. После неё многие композиторы стали обращать взоры на восток и подарили миру удивительные оперные и симфонические произведения.

Кроме того, «Руслан и Людмила» — первая из многочисленных «пушкинских» опер. Именно благодаря Глинке, композиторы стали брать за основу произведения Александра Сергеевича. Единственное, что не было положено на музыку, так это «История Пугачёва» и «Путешествие в Арзрум».

Обида

Однако царская фамилия с усердием продолжала кампанию по дискредитации шедевра Михаила Ивановича. Дошло до того, что великий князь Константин Павлович приказал провинившихся офицеров вместо гауптвахты отправлять на «Руслана и Людмилу».

Неудивительно, что Глинка обиделся и решил уехать от этой травли подальше из России, в которую больше не хотел возвращаться. Но ему по неизвестной причине отказали в выдаче загранпаспорта и он три года жил в Варшаве, а Польша в то время являлась частью Российской империи.

Умер Глинка в Берлине от простуды, обострившей хроническую болезнь печени, 15 февраля 1857 года и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года, по настоянию младшей сестры Людмилы прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище.

Во время перевозки праха Глинки из Берлина в Россию на его упакованном в картон гробу была надпись «Фарфор» — символично, если вспомнить канон, сочинённый друзьями Глинки после премьеры «Ивана Сусанина». На могиле композитора установлен памятник, созданный по эскизу Ивана Горностаева.

В Берлине на русском православном кладбище находится памятник, включающий надгробную плиту с первоначального места захоронения Глинки на лютеранском Троицком кладбище, а также установленная в 1947 году Военной комендатурой советского сектора Берлина колонна с бюстом композитора.

Памятники Михаилу Ивановичу есть в Смоленске, Санкт-Петербурге, Москве… Глинку писали разные художники, но среди этих работ особенно выделяется потрясающий портрет композитора кисти великого мастера Ильи Репина.

Наталья Швец

Публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Незаконченная картина Карла Брюллова в собрании Третьяковки