Семь лет писал картину Сергей Герасимов

Семь лет

Семь лет писал картину «Мать партизана» Сергей Герасимов

Семь лет

Картину «Мать партизана», которую художник Сергей Герасимов писал семь лет, считают одной из самых драматических работ всего советского искусства военного времени. Произведение высоко оценили не только в нашей стране, но и за рубежом.

      Писать картину «Мать партизана» художник начал в 1943 году. Надо сказать, что к тому времени Сергей Васильевич считался уже достаточно знаменитым мастером. Практически все его работы были посвящены жизни русской деревни. Так что картина «Мать партизана» не стала исключением из правил.

    Как однажды сказал художник, он хотел в образе простой крестьянки —  матери партизана, показать всех матерей, которые отправили на войну своих сыновей.

     Образ пожилой крестьянки, у которой сына уводят на казнь, повествует о духовной силе, ставшей неодолимой преградой для захватчиков. Эта картина говорила иностранным зрителям о русском характере больше, чем тома идеологически выдержанной литературы. Она многое объясняла и рассказывала о причинах непобедимости русского народа. Однако видеть в картине только стремление художника соответствовать идеологическим критериям крайне неверно. Ведь прежде всего мастер изобразил на полотне простых людей, ставших на защиту своей родины. Так что картину  «Мать партизана» смело можно назвать произведением истинно русского художника, чья душа неотделима от народа, от земли и природы.

За спиной матери — родная земля

     В центральной части картины, на фоне дымного пожарища с гордо поднятой головой стоит мать партизана.  Она воплотила в себе образ всех женщин, чьх детей казнили на её глазах. Её лицо хранит суровую печать великого страдания, но это страдание гордого, сильного человека. Женщину не могут запугать фашистские захватчики. За её спиной — родная земля, оскверненная врагами и залитая кровью, священная родная земля. Мать своим телом словно защищает Отчизну, за которую гибнут её дети. Великую силу народного гнева ощущают на себе враги.

   Офицер выглядит действительно жалким, по сравнению с русской женщиной. Художник нарочито сосредоточил всю полноту красок и блеск солнца именно на фигуре матери. За спиной полыхает пожарище. По всей видимости, враг поджег её родной дом. На лице крестьянки можно прочесть страдание, но вместе с  тем это лицо непоколебимого человека, который ничего не боится.

   Образ фашиста резко контрастирует с фигурой русской женщины. Мастер идеально выписал поворот головы врага и съакцентировал внимание на тяжести челюсти и угрюмости лба. В нём от этого проступает нечто звериное. Его фигура достаточно хрупкая, а ноги при этом нарисованы кривые. Повелевающий его жест, словно повис в пространстве.

На выставке в Брюсселе картина получила золотую медаль

   На картине Герасимов сознательно затушевал всё то, что сопутствует главным персонажам. Перед зрителем предстают только мать и фашист. Их фигуры прорисованы в мельчайших подробностях. А вот другие персонажи только намечены. Не знаю, как на сегодняшнюю молодёжь, но лично на меня в юности эта картина произвела довольно сильное впечатление. Помнится, подошла к своей маме и просила поподробнее рассказать. Она, в свою очередь, предложила прочитать цикл книг «Пионеры-герои», который имелся в школьной библиотеке. Зина Портнова, Лида Матвиенко, Валя Котик, Лёня Голиков… Эти имена и подвиги, совершённые ребятами, моими ровесниками, навсегда врезались в память. Мне очень хотелось быть такими же как они, мужественными и сильными… Историями о подвигах наших людей просто зачитывалась, а уж книга белорусского писателя Ивана Шамякина «Глубокое течение» о партизанской борьбе на какой-то период стала настольной.

    Так что могу сказать однозначно, работа художника, в которой  он воплотил героизм советских людей, сыграла большую роль в воспитании моего гражданского патриотизма. Немаловажная роль в нём отведена и эпизоду драматического столкновения женщины-патриотки и захватчика.

   К слову, в 1958 году картина экспонировалась на Международной выставке в Брюсселе и была награждена золотой медалью.

Художником мечтал стать с детства

     Сергей Васильевич Герасимов родился в 1885 году в подмосковном Можайске в небогатой семье. Любовь к малой родине он сохранил на всю жизнь. Уже занимая ответственные должности в Москве, приезжал в свой можайский дом, где находилась небольшая мастерская. Там он писал картины, пытаясь выразить запечатлеть в своих в пейзажах неяркую красоту  родного края.

      Его отец был кустарем-кожевником, однако с интересом относился к искусству и поощрял стремление к живописи детей.
Уже став маститым художником, Герасимов писал о своих детских годах: «Как ни странно, но вспоминаю, что среди нужды, забот, хлопот в семье была какая-то атмосфера интереса к искусству; видимо, она исходила от отца, человека начитанного, хотя учившегося у дьячка всего три-четыре месяца. В семье выписывалась «Нива», она не сходила со стола в осенние и зимние вечера. Все сидели за большой лампой, кто работал, кто готовил уроки, кто рисовал. Мы все, нас было четыре брата, рисовали. Синий карандаш и какая-то акварель в деревянных ящичках почти никогда не переводились».

     Еще в детстве Сергей Герасимов решил, что обязательно станет художником. В пятнадцать лет он приехал в Москву поступать в Строгановское училище на декоративное отделение. Занимался очень старательно. И уже с 1905 года начал выставлять свои еще по-ученически наивные работы на местных выставках. Окончив Строгановку, сразу поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Революцию встретил состоявшимся мастером

    Среди его преподавателей были Константин Коровин и Сергей Иванов. Кроме виртуозной живописной техники работы масляными красками, Сергей Васильевич овладел акварелью, литографией, офортом и другими видами графики.

     Так что Октябрьскую революцию встретил состоявшимся мастером. Уже тогда Герасимов был известен работами, созданными в различном материале и в разнообразных жанрах: «У телеги», «Свадебные в трактире», «Портрет И.Д. Сытина», «На Севере». Жанровые сценки, портреты и особенно пейзажи написанные им в начале 1900-х близки к импрессионизму.

    Впоследствии художник пройдёт период увлечения Сезанном и ранними кубистами. Примером тому его «Фронтовик», написанный в 1926 году.  Потом у Герасимова был период, когда ему казались близкими примитивисты. Но все же больше всего он известен как основоположник социалистического реализма в живописи.

Любимый жанр — пейзаж

    После большого перерыва, вызванного Первой мировой войной и трудностями революционного времени, Герасимов включается в активную художественную жизнь молодой страны. Он участвует в работе таких творческих объединений, как «Маковец», «Общество московских художников» и Ассоциация художников революционной России (АХРР), что стала предтечей Союза Художников СССР.

   Художник пытается освоить революционно-пропагандистский жанр и создает такие картины «Клятва сибирских партизан», «В.И. Ленин на Втором съезде Советов среди делегатов–крестьян», «Колхозный праздник». Успешно работает в жанре иллюстрации и создаёт графические листы к «Делу Артамоновых», «Капитанской дочке», к Некрасову, Толстому, драмам Островского, к другим классическим и современным ему книгам.

   Его акварели, в которых угадывались приёмы работы пастозными, масляными красками, признавались новаторскими многими отечественными и зарубежными ценителями. Но любимым жанром оставался пейзаж.

Певец средней полосы

    Сергей Васильевич Герасимов оставил серию виртуозных натурных этюдов, сделанных в Италии, Франции, на Кавказе. Во время Великой Отечественной войны он попал в эвакуацию в Среднюю Азию. И тогда на его картинах «поселился» жаркий восточный колорит.

    Однако родной Можайск никогда не отпускал его. Этюды, что создаёт в тот период, красноречиво свидетельствуют — Герасимов продолжает традиции Левитана, Васильева, Куинджи. Главное в его пейзажных картинах – удивительное эмоциональное содержание, гармония и свежесть колорита, виртуозное живописное мастерство.

   Кроме того, сквозь творчество мастера проходят реальные впечатления постреволюционных потрясений и бед. И это чувствуется, когда видишь постоянно повторяющиеся мотивы  соседствующего с его домом разрушенного и разорённого Лужецкого монастыря.

Он не был келейным художником

     Надо сказать, что Сергей Герасимов не был келейным художником, живущим только в мире своих образов. Он много и активно участвовал в жизни своей страны, которую горячо любил. Долгое время руководил Союзом художников СССР. Следовательно, участвовал в осуществлении руководящей роли коммунистической партии в области изобразительного искусства. Однако все, кто работал с ним, вспоминают  о нём как об умелом администраторе с репутацией умеренного либерала, внимательном и умелом преподавателе, оставившем множество талантливых учеников.

    Сергей Васильевич Герасимов умер 20 апреля 1964 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи» —
«Талант великого живописца ярко проявился в картине «Дети, бегущие от грозы»

Наталья Швец

Репродукция картины Сергея Герасимова «Мать партизана»