Картину «Возвращение» Костецкий задумал в годы войны

Свою картину

Картину «Возвращение» художник Костецкий задумал написать ещё в годы войны

Свою картину В 1947 году, когда были свежи воспоминания о самой кровопролитной в истории человечества войне, Владимир Костецкий закончил свою лучшую картину «Возвращение». На полотне запечатлена трогательная встреча с семьёй вернувшегося с фронта солдата. А задумывалась работа ещё в годы войны…

   Художнику удалось с невероятной искренностью передать чувства людей. Зрителю картина понравилась и она довольно скоро стала появляться в репродукция, открытках и марках. Однако власть её «не приняла». И всё потому, что на ней не было изображения Сталина.

   Рассказывают, что работа Костецкого всё же выдвигалась на Сталинскую премию. Однако «вождь всех народов», а он в обязательном порядке просматривал все претендующие на премию работы, увидев картину, опять же по легенде, коротко бросил: «Это не победитель!»… Тем самым судьба любимой всеми картины была решена.

   Сейчас уже никто не сможет сказать, было так на самом деле или это придуманная история, достоверно известно одно — правительственных наград за неё художник не получил по причине того, что строгие критики не увидели в ней привычного пафоса. Подумаешь, солдат какой-то изображён… Да там даже лица его нет! Что-верно, то верно, лица героев зритель не видит, зато с первой минуты откликается на событие эмоционально. Костецкий считался великим мастером по части передачи чувств и эмоций на своих полотнах…

«Это будет не скоро, но ты — придёшь…»

  На картине «Возвращение» изображён пришедший после победы солдат. Дверь ему открыла жена, на пороге застыла старушка-мать. Её лицо можно рассмотреть, хотя оно изображено не особенно чётко.

   Мужчина и женщина порывисто метнулись друг к другу, крепко обнялись да так и застыли, нечего не замечая вокруг, забыв обо всём на свете. Солдат изображён на картине спиной к зрителям, а лицо жены он заслоняет собой. Хорошо видны только её руки, крепко обвившиеся вокруг шеи мужа. К ногам героя прижался маленький мальчик, по лицу которого видно — насколько ребёнок растерян и счастлив.

    На память приходит стихотворение Елены Ширман:

     «Это будет, я знаю…
Нескоро, быть может,—
Ты войдешь бородатый,
сутулый,
иной.
Твои добрые губы станут суше и строже,
Опалённые временем и войной.
Но улыбка останется.
Так иль иначе,
Я пойму — это ты.
Не в стихах, не во сне.
Я рванусь,
подбегу.
И, наверно, заплачу,
Как когда-то, уткнувшись в сырую шинель…
Ты поднимешь мне голову.
Скажешь: «Здравствуй…»
Непривычной рукой по щеке проведёшь.
Я ослепну от слез,
от ресниц и от счастья.
Это будет нескоро.
Но ты — придешь…»

    К слову, художник изобразил реальную лестничную площадку перед своей квартирой в доме 8/14 по улице Большой Житомирской в Киеве, где он жил с семьёй. После там проживал его сын Александр.

Родители

  Отец художника Николай Данилович Костецкий был известным учёным-ботаником, селекционером и общественным деятелем, автором книг по цветоводству. Он создал более 30 новых сортов роз, которые по сей день радуют посетителей в Никитского Ботанического сада.

  Мать — Александра Николаевна преподавала. Оба родителя занимались революционной деятельностью. Отцу несколько раз пришлось отбывать срок в царских тюрьмах, десять лет провести в эмиграции. Как не удивительно, но художник всю свою жизнь скрывал прошлое отца и практически никогда о нём не говорил, будто стеснялся.

  Интерес к живописи у Владимира Костецкого начал проявляться довольно рано, ещё в ту пору, когда родители преподавали в школе садоводства в небольшом городке Борзне, что на Черниговщине. Именно там он познакомился с будущим художником Александром Саенко, дружбу с которым пронёс через долгие годы.

  В 1922 году Костецкий поступает в Киевский художественный институт в класс заслуженного деятеля искусств УССР Фёдора Кричевского. Потом в этом учреждении Владимир Николаевич вместе с художником Ильей Штильманом руководил пейзажной мастерской.

Картины, принесшие известность

  Творческий путь начал рисунками, посвящёнными шахтёрам и металлургам Донбасса. Первый успех ему принесла картина «Допрос врага», написанная в 1937 году. На ней чекисты, а о том, что это именно они, красноречиво свидетельствует портрет Феликса Дзержинского на стене, допрашивают арестованного, по всей видимости, белогвардейского офицера. Напротив — поддерживаемый красноармейцем, с белой повязкой на лбу, спиной к зрителю стоит человек… Критики довольно положительно приняли «Допрос врага».

   Точно также была оценена и следующая крупная работа «Тарас Шевченко в ссылке. После муштры», созданная двумя годами позже.

   Композиция произведения простая и выразительная. Мы видим солдатскую казарму. Слева на нарах замученный, еле живой после муштры солдат. Рядом на таких же нарах сидит уставший поэт. В принципе, на полотне нет ни единого внешнего движения: один персонаж лежит, другой — сидит. Однако при этом художник сумел нарисовать момент раздумья, передать внутреннее движение мыслей и создать ощущение драмы.

   И ещё, оглядываясь на прошлое и, сопоставляя все теперь уже известные факты, в том числе и из биографии художника, невольно задаёшься вопросом: а не стал ли Тарас Шевченко собирательным образом той советской интеллигенции, что была подвергнута репрессии в тридцатые? В открытую об этом Костецкий, отца которого арестовали теперь уже большевики в 1920-е годы, сказать не мог. Вот и прибегнул, так сказать, к иносказанию.

Его работы хранятся во многих музеях

    В годы Великой Отечественной войны Владимир Костецкий в основном рисовал плакаты, листовки, портретные рисунки бойцов и офицеров, зарисовки сцен из быта фронтовиков. Именно тогда ему и пришла в голову идея нарисовать своё ставшее знаменитым «Возвращение».

   Произведения, среди который портрет дважды Героя Советского Союза И. Бойко (1944), портрет поэта-партизана П. Воронько (1945), «Возвращение» (1947), «Осенние цветы» (1952), «Вручение партбилета» (1959), «Пейзаж» (1960), портрет художника Ю.Х. Садиленко (1963), портрет дочери (1964), «Седневские дали» (1965), «Вечер» (1965), «Портрет девушки в платке» (1967) и многие др. натюрморты и пейзажи, хранятся в национальном художественном музее Украины, национальном музее Т. Шевченко, Симферопольском художественном музее, музее национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, авторская копия работы «Возвращение» — в Государственной Третьяковской галерее.

   Ярый последователь идей социалистического реализма, народный художник УССР и член-корреспондент Академии художеств СССР Владимир Николаевич Костецкий скончался от инсульта 26 мая 1968 года. Был похоронен на Байковом кладбище в г. Киеве.

Наталья Швец
Репродукция картины Владимира Костецкого «Возвращение»

Предыдущая публикация и цикла «Сто шедевров живописи» — «На Госпремию картина Дмитрия Мочальского «Возвращение с демонстрации (Они видели Сталина)» не потянула».