Картина, которая принесла Саврасову известность

известность
Алексей Саврасов. Вид на Кремль в ненастную погоду. 1851 г. ГТГ

В картине «Вид на Кремль в ненастную погоду», принесшей Алексею Саврасову известность, художник использует многие романтические приёмы. Здесь есть эффектные контрасты тёмных и освещённых частей изображённого, активные цветовые сопоставления, мотивы бурного предгрозового неба, одинокая женская фигурка в развевающейся на ветру одежде…

Картина была написана в 1851 году и хранится в Государственной Третьяковской галерее. По замечанию историка искусства Николая Рамазанова, художник «передал момент чрезвычайно верно и жизненно. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы — быть ливню».

При всей романтичности «Вида на Кремль в ненастную погоду» — а это именно «вид», взятый с искусно выбранной точки зрения, картина строится на основе настроения самого художника. Причём, автор не навязывает нарисованному пейзажу своё настроение. Он просто видит природу в её определённый час.

Алексею Саврасову удалось передать момент, когда поднялся буйный ветер и небо наполнилось холодными тучами, скрывающими солнце. Именно благодаря этому полотну современники увидели в нём серьёзного мастера, создателя глубоко содержательных картин русской природы.

Выдающийся пейзажист

Алексей Кондратьевич Саврасов — художник, выдающийся пейзажист, основоположник символистского «пейзажа настроения» в русской живописи родился в Москве 12 мая 1830 года в семье мелкого купца Соврасова. Потом эта фамилия ему разонравилась, и он сменил её на более благозвучную – Саврасов. К слову, саврасами тогда называли хулиганистую молодёжь, задиравшую на городских бульварах скромных институток.

Ещё подростком он начал писать пейзажные картинки на продажу. В 1844 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1848 году начались занятия Саврасова пейзажной живописью под руководством талантливого педагога и замечательного человека, по-отечески заботившегося о своих учениках, — Карла Рабуса. Он очень грамотно и профессионально готовил молодых художников к самостоятельным поискам.

Среди картин, написанных в тот период, можно назвать два натурных этюда — «Камень в лесу у «Разлива» и «Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами».

Но настоящее признание и известность к нему пришли после картины «Вид на Кремль в ненастную погоду». Первый успех ободрил начинающего художника, что позволило ему в 1855 году создать сложный по композиции и художественной задаче пейзаж «Вид в селе Кунцеве под Москвой», а в 1858 году — «Вид в окрестностях Москвы при закате солнца». Здесь Саврасов пытается передать прежде всего сложный мир жизни природы, а не только открывающийся взору вид.

Именно тогда стала проявляться характерная черта, свойственная всему творчеству Саврасова в целом — это склонность к возвышенному восприятию природы. Дальше будут романтические «Старые сосны», «Сосны из Гусарева», «Старый дуб у обрыва над рекой», исполненные с исключительным графическим мастерством. Как потом напишет сам Алексей Саврасов: «Нет выше наслаждения созерцания природы. Земля ведь рай, а жизнь — тайна, прекрасная тайна. Да, тайна. Прославляйте жизнь. Художник — тот же поэт». Или вот ещё его цитата, которую он не уставал повторять своим ученикам: «…если воздух не напишешь — значит, пейзаж дрянь».

Пропавший гений

Как не удивительно, но по странной случайности, Алексей Саврасов запомнился всем, лишь как автор картины «Грачи прилетели», один из учредителей Товарищества передвижников и, как это не прискорбно писать, беспробудный пьяница, которого друзья так и не смогли спасти.

А ведь совсем недавно никто не сомневался, что Алексея Кондратьевича ждёт блестящее будущее. По окончании училища в 1854 году художник пишет две картины – «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума». И получает за них звание академика. Более того, «Вид в окрестностях…» спустя четыре года покупает сам Павел Михайлович Третьяков.

В 1858 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса училища живописи и ваяния – того самого, в котором он совсем недавно обучался. Фортуна улыбается, к нему пришла известность. Он буквально купается в лучах славы. Одна крупная выставка сменяет другую: Москва, Петербург, Париж, Лондон. При этом он постоянно работает. Если выставка проходит, например, в Париже – пишет пейзажи города, если в Лондоне, то из-под его кисти выходит лондонская природа.

Художник использует для работы любую возможность. Известность не мешает ему трудиться. Вместе с коллегой Василием Пукиревым он создаёт учебник рисования. Именно тогда одна за другой появляются работы, сделавшие его навеки знаменитым — это «Грачи прилетели», «Разлив Волги под Ярославлем», «Просёлок», «Могила на Волге», «Радуга». Особую любовь у зрителя получили почему-то скромные «Грачи прилетели», которые стали самым известным полотном Алексея Саврасова. Им восхищаются все, кому пришлось увидеть этот милый пейзаж, который критики лирично назвали гимном русской природе.

Его пейзажи поражают

Но уже во второй половине семидесятых его карьера пошла под откос. И виной тому стал алкоголь.

Алексей Кондратьевич всё чаще и чаще пьяным врывается в класс, кричит на студентов, дебоширит… Его ученик Константин Коровин вспоминал, как выглядел в тот период Саврасов: «Он похудел и поседел, и нас поразила странность его костюма. Одет он был крайне бедно: на ногах его были видны серые шерстяные чулки и опорки, вроде каких-то грязных туфель; чёрная блуза повязана ремнем, на шее выглядывала синяя рубашка, на спине был плед, шея повязана красным бантом. Шляпа с большими полями, грязная и рваная».

А в 1882 году Алексея Кондратьевича и вовсе уволили из училища. Всё в его жизни стало ещё хуже. Друзья и ученики пытались его спасти, но у них ничего не получилось. Известность не принесла ему счастья. Умер Саврасов в 1897 году в больнице для бедных. Похоронен на Ваганьковском кладбище. 

известность
Морской берег в окрестностях Ораниенбаума
Грачи прилетели
Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами
Вид в окрестностях Ораниенбаума
Вид на Кремль в ненастную погоду

 

Камень в лесу у «Разлива

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Портрет композитора Михаила Глинки Илье Репину заказал Третьяков