Сойти с ума, чтобы не отстать от времени
В одном из залов музея Вадима Сидура (улица Новогиреевская, дом 37а, Новогиреево) открылась новая экспозиция «И половинки достаточно». Это четвёртая, заключительная акция визуального проекта фотохудожника-концептуалиста Владислава Ефимова. Автору этих строк довелось побывать на вернисаже.
Пространство музея как бы изначально предполагает, что всё в нём происходящее не вписывается в рамки обыденного восприятия. Здесь в почёте нестандартный подход и дерзкие эксперименты.
Вот и новая инсталляция представляет собой 10 деревянных шкафчиков, развешенных ровным рядком на стенах зала. В таких можно хранить книги, статуэтки или любые другие небольшие предметы.
Так вот, Владислав Ефимов остроумно использовал эти полки-шкафчики в качестве рамок для фотографий. Причём, дверца на каждом сделана лишь одна. Непрозрачная, фанерная. Её можно сдвигать влево и вправо. Тем самым убеждаясь, что для зрителя особой разницы нет — увидеть фрагмент снимка или его полное изображение.
После недолгого обозрения экспозиции мне стало очевидно, что практически все фото — это ничем не примечательные, до боли знакомые городские пейзажи. Рассматривать их, если честно, не такое уж большое удовольствие. Достаточно мимолётного взгляда, чтобы понять, что там.
Зачем мне видеть целиком, например, фотографию баннера с помидорами, прикрывающего фасад сетевого магазина? Я его и так узнаю: примелькался. Или фото с проезжающим трамваем? Смотрю я на целый вагон или на его часть: считываемая информация от этого не изменяется… Вот уж, действительно, половинки вполне хватает. А то и трети или даже четвертушки… Словом, впечатление сложилось такое, что автор предложил некую задачку для гимнастики ума и фантазии.
Второкурсница Школы фотографии и мультимедиа имени А. Родченко, представившаяся Юлией, на мои расспросы ответила:
— Конечно, всё понятно!
Ну, ещё бы, ведь Владислав Ефимов один из её преподавателей, ведёт занятия на курсе «Проектная фотография». Однако сформулировать своими словами, что же в конце концов она поняла, у девушки никак не получалось…
Концепции современного искусства
В анонсе выставки было указание на то, что весь проект является неким исследованием. В беседе Владислав подтвердил это, сказав, что главная его цель как художника это поиск нового хода, приёма, концепции:
— Когда мы занимаемся изучением современного искусства в любом виде, то всё равно изучаем вопрос медиумов. Потому что медиум – это и есть послание. Поэтому смысл произведения отчасти сейчас редуцирован до языка самого носителя. Хотелось бы быть более романтичным, но, к сожалению, всё обстоит именно так… Сейчас такой этап, что умирает сама художественность. Но мы должны развиваться в концептуальном понимании…
Директор музея Ярослав Алёшин, в свою очередь, сказал: «Наш зритель – это очень широкая и очень неоднородная группа людей. В особенности среди любителей и ценителей современного искусства. Музей Сидура хотел бы представить всем программу, которая отвечает самым высоким культурным запросам. В этом смысле выставка Владислава Ефимова как раз такой проект. Он важен с точки зрения дискуссии о языке современного искусства, которую мы пытаемся вести с каждым нашим посетителем»…
А на вернисаже со временем сложилась совершенно непринуждённая студенческая атмосфера. Зрители, по большей части молодые и очень молодые люди, рассматривали экспонаты, обменивались мнениями. А потом вместе с автором даже устраивали флэшмоб: на «раз, два, три!» дружно сдвигая створки влево, потом – вправо и т.д.
На сайте Владислава Ефимова мне попалось на глаза выражение, кое-что прояснившее: «Чтобы в современном обществе остаться нормальным человеком, нужно срочно сойти с ума. Только тогда ты сможешь не отстать от времени».
Вот так! Хотите убедиться, что искания современных концептуалистов-теоретиков искусства очевидны и ясны как день, или же, напротив, – бесконечно далеки и непонятны неподготовленному обывателю – сходите на выставку! И половинки будет достаточно…
Алика Салий
Фото автора