Вера Дулова — королева арфы, именно так её называли современники. Игорь Грабарь написал её в 1935 году, в период, когда портретный жанр больше всего доминировал в его творчестве. Дулова была почти иконой, и её писали многие — Пётр Вильямс, Аристарх Лентулов, Пётр Кончаловский.
В середине 30-х Грабарь создал много интересных работ, изображая видных деятелей науки и культуры, в том числе людей артистического круга. В списке портретов арфистка Вера Дулова, искусствовед Анатолий Бакушинский, композитор Сергей Прокофьев, писатель Корней Чуковский, лётчики-полярники Михаил Водопьянов и Анатолий Ляпидевский…
Портрет Дуловой неоднократно выставлялся в Государственной Третьяковской галерее. Например, на выставке, приуроченной к 150-летию художника Игора Грабаря, или «Дар Веры Георгиевны Дуловой».
Вера Дулова
Игорь Грабарь изобразил Дулову за инструментом – арфой, искусством игры на которой она очаровывала слушателей. Художник достиг внешнего сходства, запечатлев черты женственного лица и кроткий, немного печальный взгляд знаменитой исполнительницы.
Сам он потом вспоминал, что «портрет сразу удался, голова написалась в один сеанс, вся фигура – в два, остальные сеансы, которых… было около семи, ушли на обстановку».
Картина буквально пропитана шиком сталинского имперского стиля 1935 года,— золотая дека арфы, мебель красного дерева. Окончив изображение антикварной мебели в стиле ампир и роскошного музыкального инструмента, Грабарь приступил к написанию струн арфы. Как ни странно, на это ушло несколько «струнных сеансов». Лишь после ряда переделок удалось достичь впечатления естественного блеска струн на свету.
Сама красавица — в ярко-голубом концертном платье со спадающей с плеча белой шубкой и ниткой дорогих бус на шее. К слову, это не единственный портрет «королевы арфы». Веронику Георгиевну рисовал Пётр Вильямс, Аристарх Лентулов, Пётр Кончаловский…
Княжна
Татарская княжна, королева арфы, королева мира… Как только её не называли в прессе! Журналисты щедро одаривали российскую исполнительницу самыми различными эпитетами. Трудно сказать, знали ли они, особенно в тридцатые годы, что Вера Дулова являлась потомком древнего рода князей Дуловых, ведущих родословную от Рюриковичей Ярославской ветви…
Это сейчас об этом говорят с гордостью, в те времена рта раскрыть не решались. А история её рода довольна интересна. В допетровской Руси Дуловы, как потомки Рюрика, имели княжеский титул, однако позднее род настолько обеднел, что титул был утрачен. Много раз члены рода подавали прошения о восстановлении их титула, но безуспешно. И только Георгий Николаевич Дулов, отец Веры Георгиевны, талантливый музыкант, сдружившись на почве любви к музыке с меценатом и высокопоставленным царедворцем принцем Георгием Георгиевичем Мекленбург-Стрелецким, добился с его помощью от царя Николая II восстановления титула князей Дуловых. Случилось это в 1899 году…
Отношения с Луначарскими
Вера Дулова родилась в семье потомственных музыкантов. Бабушка, Александра Юрьевна Зограф-Дулова, была пианисткой, ученицей Николая Рубинштейна, которой Петр Чайковский посвятил Салонную польку.
Отец, Георгий Николаевич Дулов, первая скрипка петербургского «Мекленбургского квартета», позднее профессор Московской консерватории. Мать, Мария Андреевна Буковская, певица, солистка Мариинского театра. Не удивительно, что Вера выбрала своей профессией музыку.
Её учителями в Московской консерватории стали Ксения Эрдели и Мария Корчинская. Затем она совершенствовала мастерство в Берлине у Макса Зааля по стипендии советского Фонда помощи молодым дарованиям, учреждённого наркомом Анатолием Луначарским на личные гонорары. Как стипендиат Вера сблизилась с его семьёй и часто играла для посетителей домашнего салона, который располагался в доме 9а в Денежном переулке. «Мне когда хотелось туда зайти, я и заходила. Дверь квартиры для меня всегда была открыта», впоследствии написала она.
Вернувшись в Россию, Дулова практически более полувека, с 1934 по 1985 гг., была солисткой оркестра Большого театра.
Конструктор отечественной арфы
В 1935 Вера Дулова завоевала 1-ю премию на II Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, разделив её с Давидом Ойстрахом и Яковом Флиером. В годы Великой Отечественной войны участвовала в сборных записях артистов Большого театра для солдат Великой Отечественной войны…
Долгие годы Вера Георгиевна преподавала в Московской консерватории и воспитала плеяду талантливых музыкантов. В 1964 по её инициативе при Центральном доме работников искусств было создано Всероссийское общество арфистов. В 1973 ей была присуждена Государственная премия СССР, а в 1976 присвоено звание народной артистки СССР. В 1997 году Дулова возглавила жюри Первого Московского международного конкурса арфистов.
Вере Георгиевне удалось возродить некоторые неизвестные нотные записи XVI-XIX в., отредактировать, издать, а затем исполнить и записать для слушателей… Кстати, именно она принимала участие в конструировании отечественной арфы, за что ей благодарны теперь многие арфисты.
Почётный полярник
Для того, чтобы понять, что за человек была Вера Дулова, расскажу одну историю из её жизни. 2 апреля 1955 года бригада артистов Центрального дома работников искусств – конферансье Борис Брунов, артистка Рина Зелёная, композитор Леонид Чёрный и арфистка Вера Дулова, участвовали в концерте для полярников. Мероприятие должно было состоятся не на сцене московского Дома работников искусств, а прямо на льдине экспедиции «Северный полюс – 4».
Пока бригада московских знаменитостей добиралась на маленьком самолёте к полюсу, их, ссылаясь на «нелётную погоду», сажали в глухих городках и посёлках Крайнего Севера, где никогда не видели и не слышали «живых артистов». И они везде выступали с полной отдачей, а потом собирались и летели дальше. Рина Зелёная шутила: «География давно кончилась, а мы ещё летим!»
Арфа на Северном полюсе в те дни звучала в первый и единственный раз. Потом об этом невероятном турне и о том, как их принимали на дрейфующей станции Вера Георгиевна всегда вспоминала с восторгом. И очень ценила необычную награду – нагрудный знак и звание «Почётный полярник».
Памяти Веры Дуловой
Говорить об этой удивительной женщине и гениальном музыканте можно долго. Но лучше всего сказал Сергей Городецкий в посвящённом ей стихотворении «Арфа»:
Когда из голубого шарфа
Вечерних медленных теней
Твоя мечтательная арфа
Вдруг запоёт о вихре дней,
О бурях неги, взлётах страсти,
О пламенеющих сердцах,
Я весь в её волшебной власти,
В её ласкающих струях.
И кажется, что эти звуки
На волю выведут меня
Из праздной скуки, душной муки
Ушедшего бесплодья дня.
Умерла Вера Георгиевна Дулова в Москве 5 января 2000 года.
При подготовке публикации использовались следующие материалы:
М. Капустин. Вера Дулова. — М.: Музыка, 1981.
Переписка Дмитрия Шостаковича с Верой Дуловой Архивная копия от 13 декабря 2007 на Wayback Machine Публикация, составление и примечания Е. В. Дуловой
О Вере Георгиевне Дуловой // Е. В. Дулова Архивная копия от 26 сентября 2009 на Wayback Machine На Портале Московской консерватории
Наталья Швец
Публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Жёлтая канарейка на жёлтом фоне