Жёлтая канарейка на жёлтом фоне

жёлтая канарейка

Жёлтая канарейка на жёлтом фоне — такой вот одной фразой можно описать работу Фёдора Толстого «Ветка сирени и канарейка». Имя этого мастера не особо известно широкому зрителю, но его работы очень оригинальны. Особой популярностью у любителей искусства пользуется серия акварельных листов с изображением цветов и фруктов.

Большое внимание привлекают так называемые обманки. Это когда художник вступает в игру со зрителем. Своей кистью он умело изображает муху, которую хочется согнать, или капельку росы на листке, которую, кажется, легко смахнуть.

Жёлтая канарейка

Приём «обманки» Толстой использовал в натюрморте «Ветка сирени и канарейка», которая хранится в Третьяковской галерее. Небольшую акварель Павел Третьяков приобрёл у дочери художника, кстати, тоже талантливого мастера Екатерины Юнге.

Жёлтый цвет, основной здесь, создаёт радостное впечатление и дарит тепло. Даже вода в стакане на жёлтом фоне приобретает красивый медовый оттенок. Она становится чем-то вроде нектара, который, кто знает, может пили боги Олимпа.

На зелёном листке Фёдор Толстой изобразил прозрачные капли, скользящую по стеклу муху, тень от другой мухи, ползущей к упавшему цветку. С потрясающим мастерством художник сумел передать разнообразие цвета в грозди сирени и тончайшие оттенки пёрышек канарейки с металлическим отблеском.

Сам Толстой о своём творчестве однажды сказал так: «Каким рисунком я выскажу эту чистую радость, это светлое удовольствие, которыми наполняется моя душа и сердце в минуты, когда, отбросив все заботы, беспечно любуюсь я прелестью природы и в самых ничтожных её произведениях».

Натюрмортная графика

Рисунок «Ветка сирени и канарейка» относится к натюрмортной графике. У Фёдора Толстого есть целая серия изящных листов с изображением цветов и фруктов. Своим возникновением они обязаны вошедшим в моду в Европе и России атласам цветов.

Однажды императрица Елизавета Алексеевна получила в подарок такой альбом от парижского художника и предложила графу Толстому сделать нечто подобное.

Идея увлекла художника. Вступая в творческое соревнование с французом, он определил свою задачу так: «…со строгою отчётливостью переводить с натуры на бумагу копируемый цветок, как он есть, со всеми малейшими подробностями, принадлежащими этому растению…»

Вначале он изобразил веточку со светло-лиловыми цветами, которую сорвал на даче в Царском Селе. А затем, как говорится, пошло-поехало. Он исполнил множество акварелей, ставших самой обаятельной и оригинальной частью его наследия.

Акцентирую, все натюрморты были нарисованы с натуры. Только художник не копирует природу, а совершает настоящее чудо. Он её преображает. Именно поэтому его натюрморты любили и ценили люди романтического века. А его жёлтая канарейка и сегодня украшает Третьяковку.

Смородинка

Несмотря на аристократическое происхождение и графский титул, Фёдор Петрович зарабатывал на жизнь своим трудом. Его семья жила чрезвычайно скромно, Толстые снимали маленький домик у Смоленского кладбища.

Удача вошла в дом в лице статс-секретаря Николая Михайловича Лонгинова. Он представил Толстого императрице Елизавете Алексеевне, а та попросила художника показать свои акварели. Лист, на котором была нарисована ветка смородины, чрезвычайно понравился императрице. И Толстой преподнёс его в подарок.

Елизавета Алексеевна осталась довольна и в ответ послала Толстому бриллиантовый перстень. Вечно нуждающийся художник этот перстень продал, что позволило семье снять хороший дом в Петербурге. Но на этом история не закончилась.

Императрица ещё несколько раз заказывала ему рисунок смородины для своих родственников за границей, и всякий раз платила дорогим украшением. Как потом полушутя говорил художник: «Тяжело мне приходилось, да выручала меня моя смородинка. Можно не шутя сказать, что целая семья питалась одной смородиной …»

Но вообще-то Фёдор Петрович был медальером, хотя это ему не очень помогало зарабатывать на жизнь.

Из биографии художника

Это о нём Александр Сергеевич Пушкин написал в «Евгении Онегине»:

Великолепные альбомы,
Мученье модных рифмачей,
Вы, украшенные проворно
Толстого кистью чудотворной
Иль Баратынского пером…

Фёдор Петрович Толстой родился в семье графа Петра Андреевича Толстого, начальника Кригс-комиссариата, старшего из сыновей графа Андрея Толстого. За огромное потомство семью назвали «большим гнездом». Писатель Алексей Константинович Толстой приходился Фёдору Петровичу родным племянником, а Лев Николаевич Толстой — двоюродным.

С рождения Фёдор был записан сержантом в Преображенский полк. Была учёба в Полоцком иезуитском коллегиуме и Морском кадетском корпусе. Свои таланты к рисованию маленький граф проявил довольно рано. Поэтому неудивительно, что уже в 1802 году кадет Толстой начал посещать Петербургскую Академию художеств в качестве вольнослушателя, а 1804 году начал карьеру художника.

В академии Толстой обучался скульптуре у Ивана Прокофьевича Прокофьева. В 1809 году он создал свою первую медаль «В память просветительной деятельности Чацкого». В том же году его избрали почётным членом Академии художеств. А вскоре он получил назначение в Петербургский Монетный двор. Именно благодаря его усилиям медальерное дело было поднято на большую высоту и в первой четверти XIX века достигло своего расцвета.

После победы в Отечественной войне 1812 года Толстой выпустил серию медальонов, пользовавшихся широкой известностью. Их использовали в варианте проекта Александровской колонны.

В 1811 году граф был посвящён в масонство. Спустя пять лет он стал основателем и бессменным руководителем (досточтимым мастером) ложи «Избранного Михаила», в которую входили многие будущие декабристы. Затем было членство в тайном обществе «Союз Благоденствия», однако в самом восстании декабристов он не участвовал.

В 1820-1828 годах преподавал в медальерном классе Императорской Академии художеств и был избран её вице-президентом. В 1849 году Совет Академии художеств утвердил Толстого в должности профессора за заслуги в области скульптуры. В 1851 году его назначили управляющим художественным отделом Императорского Мозаичного заведения при Академии художеств. Толстой также участвовал в оформлении Храма Христа Спасителя.

Для Петергофа он выполнил Львиный каскад, ансамбль западной части Нижнего парка и модель статуи «Нимфа, льющая из кувшина воду».

Как видите, список работ Фёдора Толстого впечатляет. Но почему-то жёлтая канарейка на жёлтом фоне кажется самой весомой. Наверное, потому что в ней есть настроение…

Жёлтая канарейка .жёлтая канарейка Жёлтая канарейка .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При подготовке публикации использовались следующие материалы:

Кузнецова Э. В. Фёдор Петрович Толстой. 1783—1873. — М.: Искусство, 1977. — 336 с. — 25 000 экз.
Комарова О. Фёдор Петрович Толстой // Юный художник : журнал. — М.: Молодая гвардия, 1988. — № 5. — С. 24—26. — ISSN 0205—5791.
Каштанова Е. В. Римская колония русских художников в записках графа Ф. П. Толстого // Вопросы истории. — 2002. — № 3. — С. 125—132.
Серков А. И. Русское масонство. 1731—2000 гг. Энциклопедический словарь. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2001.

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Борис Рыбченков писал городские пейзажи и одиноких людей