Борис Рыбченков писал городские пейзажи и одиноких людей

Одиноких, затерянных в большой Москве людей изобразил на картине «Одинокие. У обелиска» художник Борис Рыбченков. Полотно было создано в 1933 году. Основной темой его творчества был городской пейзаж. Но он любил писать на стыке времени суток, когда улицы пустели…

Перед зрителями предстает провинциальная Москва, населённая приезжими… Трогательный мир: парни с гитарами и гармошками, нарядно одетые девушки. Все они собрались на площади у обелиска, вероятно, желая познакомиться друг с другом. Люди приехали в большой город за счастьем. Кто-то его сумел получить, а кто-то так и остался ни с чем…

Эту картину можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.

Кстати, искусствовед Абрам Эфрос так сказал о написавшем эту картину художнике, практически ослепшем к старости: «Рыбченков прошёл через весь энтузиазм утончённого формализма, погружался во все тонкости искусства, столь дорогие «парижской школе»… это, бесспорно, врождённый колорист; его кисть любит нюансы, варьирующиеся до бесконечности. Он не резок, но точен. Его талант неоспорим, и эмоция для него, даже если она с неудачами, всё же более благотворна, чем неподвижность, покоившаяся на его прежних успехах».

Открываем художника

Сегодня знакомимся с творчеством русского советского художник-графика, иллюстратора и педагога Бориса Фёдоровича Рыбченкова. Более всего он любил писать городской пейзаж. Сейчас его работами 1920–1930-х годов гордятся Третьяковская галерея, Русский и Смоленский музеи, частные собрания…

Борис Рыбченков родился в 1899 г. в Смоленске. Ему суждено было прожить долгую жизнь. Умер он в 1994 г. в Москве, куда переехал ещё в начале 20-х годов.

В 1915 году он поступил в Киевское художественное училище, где проучился три года. Дальнейшему учению помешала Великая Октябрьская революция. Рыбченков вернулся в родной Смоленск. Кстати, именно там он познакомился с Казимиром Малевичем и увлёкся супрематизмом.

В 1918 году вместе с другими художниками участвует в праздничном оформлении Смоленска к первой годовщине Октября. Тогда же его работы впервые видит широкая публика. Он выставляется на 2-й выставке Смоленского общества художников, состоявшейся в 1919 г. Во время Гражданской войны работает в «Окнах сатиры РОСТА» Реввоенсовета Западного фронта, занимается оформлением агитпоездов. Оттуда был направлен в Петроград в Государственные свободные художественные мастерские (ВХУТЕМАС).

Однако сырой петербургский климат ему не подошёл и Рыбченков перебрался в Москву. Теперь он продолжает учёбу под началом известных художников-авангардистов Александра Древина, оказавшего на его творчество большое влияние, и Александра Шевченко. В 1925 г. заканчивает институт и начинает преподавать рисование и черчение в школе.

Участвует в выставках в СССР и за границей, в том числе во всех выставках группы «Тринадцать», куда входили Милашевский, Kyзьмин, Дараи. Они много работали для издательств, особенно для «Московского товарищества писателей». В каталоге персональной выставки Рыбченкова 1934 года говорится, что он оформил более 20 книг. В 1927 году вместе с забытым сегодня художником-авангардистом Чеславом Стефанским создаёт литературно-художественный рукописный альманах «Бедлам». 

Не видно человека

В конце 1920-х – первой половине 1930-х годов работы Бориса Рыбченкова можно было увидеть на многих выставках. Некоторые осели в частных коллекциях в Голландии и Великобритании.

Первая же персональная выставка Бориса Рыбченкова открылась весной 1934 года в клубе «Авиахим» на углу бывших Ямской улицы и Ленинградского шоссе. Как потом вспоминал сам мастер, организатором выставки были отобраны «десятка три пейзажей унылых окраин Москвы, наиболее, по его мнению, «реалистических» и наименее безлюдных. Свою драматическую роль здесь сыграло моё страстное увлечение передачей стыков времени суток.

Это когда вечер ещё не наступил, но день уже погас, когда вечер сопротивляется ночи, а последняя не желает ничего уступить рассвету и т. п. Именно в такие минуты жизнь на рабочих окраинах затихает, пустеют улицы или на них ещё не начиналась городская жизнь. Отсюда закономерное безлюдье на моих пейзажах».

Как результат — рецензия в газете «Вечерняя Москва», которая называлась «Не видно человека». Одна из его картин «Утро на Садовой» была приобретена Третьяковской галереей, а затем, по сведениям художника, уничтожена. Сейчас о ней можно судить только по чёрно-белым репродукциям из журнала «Искусство» за 1933 год (№4, с. 75) и всё той газеты «Вечерняя Москва» (13 сентября 1933 г.), которая её раскритиковала.

Жёны инженеров

В 1935 году Борис Рыбченков скатал в тугие рулоны всё, что было написано им раньше, и забросил на антресоли. Он ушёл в традиционную живопись. И уже через два года получает довольно интересный заказ. В 1937 году правительством было принято решение выпустить альбом «Жёны инженеров – общественницы тяжёлой промышленности». Этот проект продолжил череду таких же изданий — «витрин социализма», как «Пищевая индустрия» (1936), «Первая Конная» (1937), «Москва реконструируется» (1938).

Напомним, движение жён-общественниц зародилось в 1936 году. Формально оно началось с того, что нарком тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе в одной из своих поездок по стране заметил, как жена начальника Красноуральской электростанции Суровцева высаживала цветы у входа на станцию.

Не долго думая, Орджоникидзе решил поддержать эту инициативу в масштабах своей отрасли и созвал первое всесоюзное совещание жён хозяйственников и ИТР тяжёлой промышленности, в котором участвовал Сталин. Примеру Орджоникидзе последовали другие наркомы. В торжественной обстановке состоялись всесоюзные совещания жён командиров Красной Армии (1936 г.), жён инженеров, техников и стахановцев железнодорожного транспорта, лёгкой промышленности, пищевой индустрии (1937 г.). И как логическое завершение это эпопеи появился вышеназванный альбом.

В нём были помещены картины художников Петра Кончаловского, Бориса Рыбченкова, Василия Сварога, Петра Староносова, Сарры Шор и Анатолия Яр-Кравченко. Рыбченков, как член Союза советских художников, принял участие в оформлении этого альбома. «Мои работы тех лет (начала 1930-х), даже самые лучшие, — вспоминал он, — вызывали раздражение и гнев среднего ранга критики. Били наотмашь».

Послевоенный период

Чем Рыбченков занимался в годы Великой Отечественной войны мне уточнить не удалось. А вот в 1960 году он организовывает Детскую изостудию № 1 Ленинградского района Москвы и учит талантливых детей рисовать. В 1961 году в Художественной галерее Смоленского государственного музея-заповедника прошла персональная выставка мастера. В 1970 году его удостоили звания «Заслуженный художник РСФСР».

В 1981 году художник потерял зрение. С этого времени картины они писал по памяти. А звание «Народный художник России» Рыбченков получил лишь в 91 год, то есть практически незадолго до смерти…  

борис рыбченков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При подготовке публикации использовались следующие материалы:

Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 29 (июль-август 2005), стр.96

culture-art.ru

artchive.ru

Кочкин С.А. Борис Фёдорович Рыбченков. М.: ГАЛАРТ, 2014

 

 

 

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Ужин трактористов» Аркадий Пластов повторил для Третьяковки