Картину «Ужин трактористов» Аркадий Пластов написал в 1951 году. Её относят к циклу работ художника о периоде послевоенного трудового подъёма. Интересно, что в российских музеях экспонируются два полотна с этим сюжетом. Первый вариант картины хранится в Иркутском областном художественном музее имени В.П. Сукачева. А в Государственной Третьяковской галерее можно видеть авторский повтор, написанный через десять лет. Как случилось, что в Третьяковке оказалась лишь копия, хоть и авторская?
На землю спускаются сумерки. На заднем фоне темнеет уходящее за горизонт свежевспаханное поле. Лучи заходящего солнца окрашивают всё в красновато-золотистые тона.
Около трактора, который ещё дымится от работы, расположились на ужин тракторист (моделью послужил Николай Лобанов) в старой фронтовой фуражке и его подручный, подросток (модель — Виктор Земчихин). Сейчас для них наступило время недолгого отдыха. Девочка (модель — Валентина Боблева) в белом халате и такой же белой косынке принесла им ужин: хлеб и молоко. Старший режет хлеб, парнишка следит за густой струёй молока, которое девочка переливает из бидона в миску. Как видите, сюжет незамысловатый.
Каждый занят своим делом, погружён в свои мысли и не связан с другими общим действием. Нам трудно судить, состоят ли они в родстве или же просто близкие люди. Но похоже, что это семья — отец с детьми…
«Ужин трактористов»
«Ужин трактористов» относится к наиболее известным работам Аркадия Александровича Пластова (1893–1972). Однако, судьба этой картины складывалась весьма драматично.
Зрителю полотно представили на Всесоюзной выставке 1952 года. И оно подверглось жёсткой критике. Одни ругали автора за «увлечение живописностью в ущерб идейному содержанию», другие рекомендовали «глубоко вникать в сокровенную суть вещей и явлений и выявлять в своём произведении не случайные, а действительно характерные стороны, существенные и важные для данного общественного строя…». В результате Третьяковская галерея и Русский музей, которым принадлежало право первыми закупать картины с выставок, от неё отказались. И полотно уехало в художественный музей Иркутска.
В «хрущёвскую оттепель» о нём вдруг вспомнили… И в 1955 году передали в Третьяковскую галерею на временную выставку, посвящённую XX съезду КПСС. Возврат гарантировали. Однако прошло более семи лет, а Третьяковка не спешила возвращать картину…
Борьба за полотно
«Ужином…» стали восхищаться, причём не только у нас в стране, но и за рубежом. За эти годы она успела побывать на международных выставках в Италии, Бельгии, Англии, США, Австралии. И везде имела большой успех.
Мгновенно прозрели и московские искусствоведы. Молодой кандидат искусствоведения Дмитрий Сарабьянов в 1959 году написал о картине следующее: «…Люди, изображённые на картине, органически входят в окружающий пейзаж, который кажется близким, родным и вместе с тем героическим и возвышенным. Высоко вздыбилась земля, только что вспаханная, лёгшая вдоль борозд жирными длинными пластами. Линия горизонта поднята кверху, так что поле кажется безбрежным, огромным. Озарённое вечерним солнцем, оно горит яркими, густыми красками свежей земли, темнеющей на светлом и лёгком фоне неба. Здесь подлинная поэзия повседневной жизни, истинная красота этих обыкновенных людей, неповторимость русского пейзажа. Картина «Ужин трактористов» посвящена простым людям, их делам, будничным и в то же время героическим».
Понятно, что после такого успеха Третьяковская галерея подала министру культуры СССР просьбу оставить «Ужин тракториста» у себя. В Иркутске возмутились. Коллектив музея написал с возмущением: «Если мы не поможем, то ГТГ начнёт отбирать и другие работы. Например, картину И. Репина «Нищая», которая является, по мнению художника И.Э. Грабаря, «жемчужиной музея»: ещё в 1947 году Третьяковка хотела отнять её у Иркутска. К счастью, не получилось».
В защиту картины «Ужин трактористов» поднялась вся общественность Иркутска и Ангарска. А музейный реставратор и поэт Георгий Дудин сочинил об этом случае строки:
Смотрела нас столица милая,
Маршрут в Венецию дала.
Там красотой своей пленила я,
Иркутску славу создала…
Прозревши, тётя (ГТГ) спохватилась,
И, не жалея льстивых слов,
Опять меня она… добилась,
Унизив тем сибиряков…
Прошляпили..
9 января 1958 г. в ЦК КПСС и Совет министров СССР пришло коллективное письмо, подписанное поэтами Алексеем Фатьяновым, Геннадием Дудиным, художниками Виталием Рогалём, Борисом Лебединским и другими. Если верить легенде, оно попало Никите Сергеевичу Хрущёву и тот очень долго возмущался. А затем потребовал, чтобы картину немедленно вернули Иркутску – «энергетическому центру Сибири» и добавил в адрес Третьяковской галереи: «Прошляпили в своё время, так уж нечего теперь…»
Переписка шла довольно долго. Картина меж тем ездила по выставкам и за границам…
Авторское повторение
В итоге Третьяковка окончательно потеряла надежду сохранить картину и обратилась к Аркадию Пластову с просьбой повторить её. Подлинник же картины в 1961 году возвратили Иркутску.
Интересна реакция самого художника. На одной из выставок много лет спустя художнику представили искусствоведа из Иркутска Лидию Григорьевну Пуховскую. Вот как она описала то знакомство: «Не помню, в каком году меня представили Пластову в Москве на одной из выставок. Узнав, что я из иркутского музея, он стал очень сердитым и выговорил мне за то, что Иркутск не отдал подлинник Третьяковке и что Третьяковка должна «довольствоваться лишь поздней копией». Было обидно это выслушивать: ведь именно мы, сибиряки, первыми оценили картину и спасли её от забвения»…
Кстати, в 1958 году за картины «Ужин трактористов» и «Девушка с велосипедом», являющиеся собственностью Иркутского художественного музея, Пластов был награждён золотой медалью Министерства культуры СССР, а в 1966 году ему присудили Ленинскую премию…
При подготовке публикации использовались следующие материалы
Сарабьянов Д. Картина А.А. Пластова «Ужин трактористов» // Комсомольская правда. 1959. 3 ноября. Архив ИОХМ им. В.П. Сукачева.
Соседова М. Всесоюзная художественная выставка 1951 года. О жанровой живописи // Искусство. 1952. №3. С. 12–25.
Толстой В.П. О жизненной правде и художественном мастерстве // Искусство. 1952. № 4.
Жукова А. С. Пластов из Прислонихи: Документально-художественная повесть. — М.: Дет. Лит., 1982.
А. А. Пластов об искусстве
Филиппова И. И. Творчество Аркадия Пластова и проблемы изучения русского реализма // Проблемы советского искусства 1930-50 гг. (к 100-летию А. А. Дейнеки). Сборник докладов, статей, воспоминаний. — Курск: Изд-во Курск. Гос. Пед. Ун-та, 1999
Филиппова И. И. Произведения Аркадия Пластова военного периода //Миротворческий потенциал историко-культурного наследия второй мировой войны и Сталинградская битва: всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 70-летнему юбилею победы в Сталинградской битве и 50-летнему юбилею открытия Волгоградского музея изобразительных искусств имени И. И. Машкова, 7-9 мая 2013 г.: [материалы] / Отв. ред. Е. В. Огаркова. — Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2013.
Филиппова И. И. Некоторые аспекты портретной живописи в творчестве Аркадия Пластова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 6 (106). Серия «Социально-гуманитарные науки». Вып. 10. — Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2008.
Наталья Швец
Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Картину «Возвращение» Костецкий задумал в годы войны