Продажа ребёнка-невольника — картина из Туркестанской серии Василия Верещагина

продажа ребёнка-невольника

Работорговля — позорная страница истории человечества, которая сотни лет существовала на разных континентах. В конце ХIХ века, путешествуя по Средней Азии, художник Василий Верещагин столкнулся с этим варварством. Особенно его поразила торговля детьми. На полотне «Продажа ребёнка-невольника» он изобразил беззащитного, беспомощного мальчика в качестве «живого товара».

Картина была написана в 1872 году. Своей кистью Верещагин гневно обличал эту мрачную сторону среднеазиатской действительности.

«Продажа ребёнка-невольника» хранится в Государственной Третьяковской галерее вместе с другими полотнами Туркестанской серии. 

Продажа ребёнка-невольника

Центральным персонажем картины Верещагин сделал обнажённого мальчика лет пяти-шести. Рядом с ним несколько богатых, вальяжных торговцев. Несложно представить судьбу ребёнка. Очевидно, что будущее не сулит ему ничего хорошего, а сейчас он просто предмет торга для работорговца и покупателя, который цинично осматривает детское тельце. 

Солнечный свет ярко освещает фигуру мальчика. Именно благодаря этому освещению покупатель может тщательно рассмотреть свою будущую покупку.

Малыш непонимающе смотрит в лицо своего будущего хозяина, который по сути отнимает его свободу и детство. Ребёнку придётся навсегда забыть о материнской любви, семье, добрых отношения. Тельце героя напряжено, щёки пунцовые, выпирающие лопатки смотрятся маленькими крылышками…  Не взирая на возраст, он чувствует, что впереди жестокость и унижения…

Туркестан

Василий Верещагин несколько раз посещал Туркестан. В результате этих полных опасностей и приключений путешествий художник создал большую серию этюдов и рисунков. На них он изображал быт и традиции народов Средней Азии накануне и в период присоединения ханств к России. В конце ХIХ века в Туркестане господствовали отсталые феодальные отношения, существовали дикие обычаи и обряды. Рабство и работорговля были обычным делом.

Религиозный фанатизм мусульманского духовенства процветал среди страшной бедности и невежества населения. Один феодальный клан воевал с другим, селения горели от рук своих же, народ бедствовал. Всё это произвело сильное впечатление на чуткого художника.

Именно тогда Василий Верещагин задумал цикл картин о жизни народов Туркестана. Он проработал над ней несколько лет. Около половины работ этой серии мастер посвятил изображению быта, остальные относились к батальному жанру.

Помимо картины «Продажа ребёнка-невольника» в серию входят «Бухарский солдат», «Двери Тимура (Тамерлана)», «Верблюд во дворе караван-сарая», «Узбекская женщина в Ташкенте», «О войне», «Мавзолей Гур-Эмир. Самарканд», «Портрет бачи», «Нищие в Самарканде», «Торжествуют» и др.

Чужеродное искусство или блестящий успех?

Над Туркестанской серией художник работал несколько лет. В неё вошло 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка. В таком составе она была показана на первой персональной выставке Василя Верещагина в Хрустальном дворце в Лондоне в 1873 году, а в 1874 году — в Санкт-Петербурге и Москве.

Искусствоведы едины во мнении: тематика и живописная техника были новы и необычны для своего времени. Однако высказывания звучали разные. К примеру, Василию Перову, Павлу Чистякову, а поначалу и Илье Репину Туркестанская серия казалась чужеродной в русском искусстве. Зато Иван Крамской, чей авторитет был непререкаем в мире живописи, считал, что это блестящий успех новой русской школы и её безусловное достижение.

Василий Верещагин поставил обязательным условием приобретение коллекции в полном составе. В 1874 году её купил Павел Третьяков за 92 тысячи рублей серебром. Для широкой публики меценат открыл всю серию сначала в помещении Московского общества любителей художеств, а после пристройки новых залов — у себя в галерее.

 

При подготовке публикации использовались следующие материалы:

Переписка В. В. Верещагина и В. В. Стасова / Подгот. текста и примеч. А. К. Лебедева и Г. К. Буровой, под ред. А. К. Лебедева. — М.: Искусство, 1950.
Переписка В. В. Верещагина и П. М. Третьякова / Подгот. текста и примеч. Н. Г. Галкиной; Вступ. ст. О. А. Лясковской. — М.: Искусство, 1963.
Избранные письма / Сост., предисл. и примеч. А. К. Лебедева. — М.: Изобразительное искусство, 1981..
Повести. Очерки. Воспоминания / Сост., вступ. ст. и примеч. В. А. Кошелева и А. В. Чернова. — М.: Советская Россия, 1990.

Наталья Швец

Предыдущая публикация их цикла «Сто шедевров живописи» — «Вид Леандровой башни в Константинополе» Айвазовский писал после поездки на Босфор