Верховный вождь киргизского племени на картине Василия Верещагина

верховный вождь
Василий Верещагин. «Богатый киргизский охотник с соколом» (фрагмент). 1871 г.

Верховный вождь киргизского племени солто Чуйской долины Байтик Канаев или Байтик-баатыр, как звали его сородичи, изображён на картине «Богатый киргизский охотник с соколом», принадлежащей кисти Василия Верещагина. Почётный титул «баатыр» (герой, богатырь, доблестный воин) у монгольских и тюрских народов присваивался людям, связанным с правящей династией, однако никогда не передавался по наследству. Его следовало заслужить делом.

Со своей моделью художник познакомился в 1867 году, когда киргизский вождь Байтик-баатыр был приглашён в Санкт-Петербург на торжественный приём к императору Александру II в числе семнадцати высших представителей народов Туркестана. Высокий, статный и сильный представитель кочевой интеллигенции, неплохо говоривший на русском языке, вызвал интерес у молодого художника.

В свою очередь Байтик никогда не видел картин, так как был воспитан в традициях ислама, где запрещается изображение человека. Однако тяга к искусству побуждала его к общению с Верещагиным. А вскоре они и вовсе стали друзьями. В будущем, эта дружба позволит художнику спокойно отправиться в путешествие из Семиречья в Китай. Результатом той поездки стало множество картин, многие из которых обрели мировую известность…

Верховный вождь

На картине «Богатый киргизский охотник с соколом» Верещагин запечатлел верховного вождя Канаева в традиционных для своего племени условиях жизни: в юрте, с соколом на руке. Надо сказать, что иметь такую птицу и охотиться с ней могли только очень опытные и богатые люди. К примеру, в России этим видом охоты увлекались цари, а царь Алексей Михайлович даже написал пособие по соколиной охоте.

Поэтому в названии можно было даже не указывать, что охотник богат. Знатоки сразу это считали. Здесь сокол однозначно служит символом статуса, высокого положения и мастерства Канаева, как великого охотника. Бросается в глаза яркий, по-восточному пышный и необычный наряд киргиза: штаны, предназначенные для верховой езды и обильно украшенные вышивкой с аппликациями, пёстрый среднеазиатский халат, подпоясанный большим платком с цветным узором, традиционная киргизская войлочная шляпа и мягкая кожаная обувь.

Охотник вооружён длинным ружьём и ножом в богато отделанных ножнах. За плечом у него национальная плётка из плетённой сыромятной кожи — камча. В картине мастерски переданы все детали, и при всей её цветовой насыщенности она не выглядит пестрой. Художнику очень удалось изображение фигуры киргиза — он словно живой, навеки застывший в своей юрте с соколом на руке.

В знак признательности

Мало кто знает, что картина была написана в 1871 году в Мюнхене в знак признательности к гостеприимству Байтика Канаева, который к тому моменту был не только верховным вождём, но и офицером русской императорской армии. Как говорилось выше, вождь во время путешествий живописца по Семиречью принимал его с выдающимися почестями и подобающим восточному человеку гостеприимством.

Среди произведений Верещагина, посвящённых этому краю — виды гор близ станицы Лепсинской, хребта Заилийский Алатау, долины реки Чу. Художник успел побывать на озере Алаколь, поднимался на высокие перевалы хребтов Джунгарского Алатау.

В Киргизии он рисовал озеро Иссык-Куль, снежные вершины Киргизского хребта, Нарына на Тянь-Шане, делал зарисовки в Боомском ущелье. Пять этюдов Верещагин создал в горах близ Иссык-Куля, ярчайший из них — «Проход Барскаун». Именно дружба с Байтиком Канаевым, который был известен как непримиримый враг Кокандского ханства и друг России, помогла художнику. В тот момент Туркестан довольно активно воевал с русскими, как там говорили, захватчиками, однако все понимали — обидеть друга баатыра выйдет себе дороже.

В память о своём пребывании в гостях Верещагин создал ещё три картины «Киргиз», «Перекочёвка киргизов» и «Киргизские кибитки на реке Чу».

Интересные факты

Впервые картину «Богатый киргизский охотник с соколом» публика увидела в 1873 году на персональной выставке художника в Хрустальном дворце в Лондоне. Русская публика смогла лицезреть работу только через год во время выставки в Санкт-Петербурге. Сейчас картина находится в Государственной Третьяковской галерее.

Но знаменитый верховный вождь известен не только тем, что с него был сделан портрет. За свои заслуги перед Российской империей его удостоили высоких наград: Большой Золотой медали на Анненской ленте и ордена Станислава III степени.

В наши дни в честь Байтика Канаева названа одна из центральных улиц Бишкека (бывшая улица Советская).

Верещагин. Киргизские кибитки на реке Чу
Верещагин. Перекочёвка киргизов

 

 

 

 

Наталья Швец

Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи» — Иван Аргунов: «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»