Иван Аргунов: «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»

иван аргунов
Иван Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме (фрагмент). 1784 г.

Лебединой песней художника Аргунова называют искусствоведы его «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме». Многие считают, что Иван Аргунов в этом образе изобразил актрису шереметевского театра Анну Изумрудову-Буянову, исполнявшую одну из ролей в русской опере.

К слову сказать, в крепостная актриса долгое время жила в усадьбе Кусково и была любовницей графа Николая Петровича Шереметева. Но вероятнее всего, на картине всё-таки изображена простая женщина, возможно кормилица, одетая в праздничный наряд крестьянки Московской губернии. В пользу этого утверждения говорят приятные черты лица, лёгкая улыбка на губах, умиротворенная поза и отсутствие манерности. Актриса, даже самая талантливая, вряд ли выглядела бы так органично в народном костюме.

Художник по заказу

Иван Аргунов, рождённый в семье крепостных графа Шереметева, всю свою жизнь работал по заказу. Обычно он создавал портреты знатных особ, но в этот раз изобразил свой идеал женщины — с чистой душой и телом крестьянки. И это был с его стороны очень смелый поступок. Он оказался первым, кто осмелился сделать подобное и тем самым открыл новую крестьянскую тему в русской живописи.

Надо сказать, Иван Аргунов, всегда стремился показывать в портретах природную красоту и достоинство человека вне зависимости от его сословной принадлежности. Вот и теперь он сумел передать правдивый образ крестьянки и сделал это с искренней симпатией. Художник нарядил свою модель в праздничный девичий венец, красный сарафан с галунами и тонкую белую рубашку. Кстати, именно это натолкнуло искусствоведов на мыль, что моделью послужила актриса в театральном «парадном» костюме. Однако потом многие пришли к выводу, что на портрете изображён этнографически точный наряд крестьянки Московской губернии.

Единственная деталь её наряда не соответствует крестьянской привычной одежде — это слишком большой вырез рубахи и цветной поясок. Скорее всего, модель — горожанка, возможно, живущая у господ кормилица. Похожие изображения кормилиц есть на картинах или семейных портретах, принадлежавших кисти других живописцев, живших приблизительно в одно время с Аргуновым. Но только ему посчастливилось создать возвышенный, опоэтизированный образ русской крестьянки, которого не знало ещё искусство XVIII века.

Судьба живописца

Судьба живописца, крепостного графа Петра Борисовича Шереметева, попавшего к нему с приданным его жены Варвары (урожденной графини Черкасской), сложилась непросто. С одной стороны, Аргунов управлял дворцами богатого графа и не испытывал нужды. С другой, признанный мастер живописи с рождения до самой смерти оставался крепостным своего барина.

Предположительно, живописи Иван Аргунов учился у своего двоюродного брата Фёдора Леонтьевича Аргунова, воспитанника художника Андрея Матвеева и немецкого живописца Георга Кристофа Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы Первой. Именно под руководством последнего он создал иконы для церкви Екатерининского дворца в Царском селе.

Картина, о которой идёт речь, была написана в 1780-е годы, когда на художника было возложено много обязанностей по хозяйству и на живопись у него оставалось совсем мало времени. Но тем не менее, он сумел создать шедевр, который занимает достойное место в Государственной Третьяковской галерее.

Кстати, Иван Петрович Аргунов, помимо живописного, имел ещё и педагогический талант. По приказанию императрицы Елизаветы Петровны к нему «в ученье художеству» были отданы придворные певчие, потерявшие голоса: Антон Лосенко (ставший профессором и директором Академии художеств, — авт.), Кирилл Головачевский (инспектор Воспитательного училища Академии, — авт.), Иван Саблучок (будущий академик, — авт.).

Обучал Аргунов и собственных сыновей: Павла, ставшего архитектором, Якова и Николая — будущих живописцев. Иван Аргунов работал в Петербурге, Москве и пригородах — Останкино, Кусково.

Творчество

В 1750 году молодой художник пишет парадный «Портрет князя И.И. Лобанова-Ростовского», а в 1754 парный к нему «Портрет княгини Е.А. Лобановой-Ростовской». Известна и одна из ранних работ Аргунова — «Умирающая Клеопатра», написанная в стиле академического рококо.

Однако известность ему принесли портреты петербургской знати, например, графа Павла Шереметева. Художник даже не пытается идеализировать внешность своего господина. Зритель видит косящие глаза и некоторую одутловатость лица, известно, что граф любил выпить…

Расцвет творчества Аргунова приходится на 1760-1770 гг., когда он создаёт множество портретов парадного, полупарадного и камерного типов. В 1762 году Иван Петрович получил ответственный заказ — создание портрета императрицы Екатерины II. Он выполнил работу в традициях парадного портрета: монаршая особа показана в подчёркнуто театральной позе, взгляд её направлен на зрителя сверху вниз. Аргунов тщательно выписывает полагающийся по такому поводу пышный антураж — фрагмент колонны, роскошные драпировки, золочёные детали мебели, регалии.

Камерный портрет Хрипуновых

Но лучшими произведениями мастера считаются камерные парные портреты переводчика и секретаря Коллегии иностранных дел Козьмы Аксентьевича Хрипунова и его супруги Христины Мефодьевны. Аргунов сумел воплотить в них своё представление о человеческой личности, связанное с идеалами просветительства. Хрипуновы принадлежали к немногочисленной в середине XVIII века русской интеллигенции и жили в Петербурге, снимая квартиру в доходном доме графа Шереметева на Миллионной улице, там же, где проживал и сам художник.

Козьма Аксентьевич был не богат, но его хорошо знал граф, возможно, переводчик пользовался благосклонностью аристократа. Аргунов изобразил Хрипунова в домашней обстановке с журналом или газетой в руке. Хрипунов сидит, слегка откинувшись назад, отчего его полная фигура кажется ещё более массивной. Взгляд маленьких глаз с тяжёлыми веками задумчив, лоб нахмурен, он что-то обдумывает. Бугристое, чуть красноватое лицо с большим мясистым носом, маленькие глаза и толстые губы написаны очень убедительно. В повороте головы, в жесте руки, во всей осанке хорошо чувствуется достоинство умного и образованного человека.

А вот его супруга, одетая в серо-голубое платье с большим беличьим воротничком, которое скрывает очертания фигуры, сидит на стуле с книгой в руках и внимательно смотрит с полотна. Во внешнем облике и манере себя держать нет даже намёка на кокетство. Сразу ясно, она внутренне подтянутая, волевая и решительная, пожалуй, суховатая женщина. Можно предположить, что молодой художник много и с удовольствием говорил с ней на учёные темы.

Творческая удача Аргунова

Большой творческой удачей Ивана Аргунова считается портрет калмыцкой девочки Аннушки, любимой воспитанницы графини Варвары Алексеевны Шереметевой, написанный уже после её смерти. Видимо, граф Шереметев пожелал таким образом увековечить память супруги и прославить её воспитательную и благотворительную деятельность. В руках Аннушка держит портрет госпожи, демонстрируя его зрителю. Смуглое личико, жгучие, живые, раскосые чёрные глаза миндалевидного разреза, которые графиня называла «глазашки-таракашки».

Детское очарование передано в чистых очертаниях лба, в рисунке бровей, в нежном овале лица с пухлыми щеками и ямочками в уголках губ. Девочка одета в нарядное красное платьице, украшенное кружевами, и кружевной чепец с голубыми бантами. На смуглой ручке — браслет из коричневых бархоток, в ушах дорогие серёжки.

Конец

В 1790-е годы и в самом начале нового столетия, Аргунов почти перестаёт творить. Дело в том, что в 1788 году его назначают управителем московского дома Шереметевых и членом крепостной коллегии, ведавшей всеми хозяйственными делами графа.

Перебравшись из Петербурга в Москву и, видимо, чувствуя, что проходит его время и на смену является новое поколение молодых талантливых живописцев, Аргунов повиновался воле своего нового хозяина Николая Петровича Шереметева.

Из многочисленных сохранившихся документов нам сегодня известно, какой неинтересной и унизительной стала жизнь Ивана Петровича, превратившая его в «управителя Аргунова». Кисть, выпавшую из отцовской руки, подхватил сын художника Николай, однако он не смог превзойти родителя.

Умер Иван Аргунов в начале 1802 года в возрасте 73 лет, так и оставшись крепостным человеком графов Шереметевых.

Портрет В.П. Шереметьевой

 

Портрет калмычки Аннушки
Портрет графа П.Б. Шереметьева
Портрет К. А. Хрипунова
Портрет Х.М. Хрипуновой
Портрет императрицы Екатерины II
Портрет князя И.И. Лобанова-Ростовского
Иван аргунов
Портрет княгини Е.А. Лобановой-Ростовской

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

иван аргунов
Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме

 

 

 

 

 

 

 

Наталья Швец

Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи» —