Иван Билибин — художник русской сказки

художник русской сказки.

Иван Билибин — художник русской сказки, так называли его современники. А друзья за чёткую прорисовку линий величали «Иван – железная рука». Контуры рисунка он тщательно прописывал тушью, а после прокрашивал внутри акварелью. Книжные иллюстрации Билибина вызывают бурю эмоций…

Сперва он рисовал эскиз, затем переносил его на кальку, а после – на лист ватмана. Художник был щепетилен в вопросах материала. Оттенки красок выбирал, ориентируясь на особенности типографских станков и толщину бумаги. Но не только эти технические аспекты позволяют определить его узнаваемый и самобытный «билибинский» стиль.

Иван Билибин невероятно любил народные сказки и былины. Долго думал как перенести эту любовь на бумагу… И вот зимой 1898 года он посетил выставку Виктора Васнецова в Академии художеств. Главным экспонатом на ней была картина «Богатыри».

Потом художник вспоминал: «Сам не свой, ошеломлённый ходил я после этой выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и о чём тосковала моя душа». Под впечатлением от картины Билибин создал акварельные иллюстрации к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» и «Царевне-лягушке»…

Немалое место в его становлении занимает изучение традиций иконописи и русского лубка и путешествия по России – Тверской, Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерниям.

Билибинский орёл

Все его иллюстрации к сказкам легко узнаваемы. Стоит раз увидеть, чтобы потом без труда определять: это Билибин! Впрочем, он был талантлив не только в этом. Иван Билибин прославился как театральный оформитель, иконописец, фотограф, рекламщик и автор двуглавого орла, изображённого на российских монетах. 

Когда в феврале 1917 года свергли монархию и к власти пришло Временное правительство, Билибину поручили нарисовать эмблему Российской республики — официальный символ власти, который можно будет использовать на денежных знаках и официальных бумагах.

Художник решил использовать изображение двуглавого орла времён Ивана III, только без атрибутов царской власти. За это эмблема получила прозвище «ощипанная курица». Самое интересное, что с 1992 года билибинский орёл стал символом Банка России.

Начало

Иван Яковлевич Билибин родился в 1876 году в посёлке Тарховка недалеко от Петербурга. Его отец занимал должность главного врача Морского госпиталя военно-морского порта им. Александра III в Либаве (сегодня — Лиепая, Латвия, — авт.) и имел чин действительного статского советника, равный чину контр-адмирала. Неизвестно, был ли отец Ивана дворянином по рождению, однако чин IV класса автоматически давал ему право на потомственное дворянство.

Мать, Варвара Билибина, получила хорошее образование, прекрасно играла на фортепиано. В молодости она была ученицей известного композитора Антона Рубинштейна. В семье были довольно популярны небольшие домашние концерты. Кроме того, родители увлекались живописью и внимательно следили за новостями искусства, особенно касающимися передвижных выставок. Как потом вспоминал Билибин: «Все имена художников были нам хорошо известны, как деревья своего собственного сада».

Из-за больной ноги будущий художник мало времени проводил на улице, не занимался спортом, зато много читал и рисовал… Последнему он уделял всё своё свободное время. В основном, изображал природу: ранние работы назывались «Домик в лесу», «Сосновый бор», «Пейзаж».

Несостоявшийся юрист

В 1888 году Иван Билибин стал учеником Первой Петербургской гимназии. Учился он хорошо, увлекался литературой и историей, но лучше всего оценки были по математике. За успехи в точных науках Билибина наградили серебряной медалью.

Особенно его успехами гордился дядя Николай Билибин, известный педагог, автор учебников по алгебре и геометрии. В старших классах гимназии мальчик захотел научиться разным техникам живописи и с 1895 года стал посещать рисовальную школу Общества поощрения художеств, где преподавал известный живописец Ян Ционглинский.

В 1896 году Иван окончил гимназию и решил профессионально заниматься живописью, чего не одобрил отец. Яков Иванович Билибин считал, что так сын не сможет в будущем зарабатывать деньги и обеспечивать себя и свою будущую семью. 

Не желая портить отношения с семьей, Иван Билибин поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Однако после лекций пишет сказки, где рассказывает о солнце, весне, светлых мечтах, добрых героях с невероятно красивыми именами, и сам же их иллюстрирует.

В мае 1898 года юноша сдаёт экзамены за второй курс и уезжает на лето в Германию, где ходит по музеям и смотрит на полотна Рафаэля, Леонардо да Винчи, Рембрандта… Там он увлекся творчеством Арнольда Бёклина и Франца фон Штука — мастеров фантазийных сюжетов. Параллельно занимался в частной художественной студии Антона Ашбе.

Вернувшись, в сентябре 1898 года, поступает в школу-мастерскую княгини Марии Тенишевой, где учится у самого Ильи Репина. Работа в мастерской занимала у него всё время. В итоге Билибин почти забросил учёбу в университете и появлялся только на сессиях. Как бы там ни было, диплом юриста он всё-таки получил. После чего стал вольнослушателем Высшего художественного училища при Академии художеств. В это же время началось его сотрудничество с журналом «Мир искусства»: он оформлял полосы и участвовал в выставках издания.

Художник русской сказки

В 1901 году Иван Билибин работал над книгой сказок Экспедиции заготовления государственных бумаг, которая сразу его делает знаменитостью. У него даже появились подражатели… В 1910 году Экспедиция выпустила самое известное издание художника — «Сказку о золотом петушке». Всю серию зарисовок сразу же приобрела Третьяковская галерея.

Всем становится ясно, что Иван Яковлевич придумал свой неповторимый стиль на основе популярного тогда модерна. Его иллюстрации ко множеству сказок мы знаем с детства… Художник рисовал всегда и везде. Он создавал призывные плакаты, афиши, открытки, карикатуры. 

Работы Билибина встречаются в таких журналах начала XX века, как «Мир искусства», «Золотое Руно», в изданиях «Шиповника» и «Московского книгоиздательства». А эскизы декораций и костюмов к операм и балетам заказывали театры от Парижа до Буэнос-Айреса. Ему довелось оформлять и спектакли Русских сезонов Дягилева.

Творить Билибин продолжал до последнего дня жизни в блокадном Ленинграде, создавая патриотические открытки и обращения к солдатам. Иван Яковлевич Билибин умер от истощения 7 февраля 1942 года. Его похоронили в братской могиле профессоров Академии художеств на Смоленском кладбище.

Ивана Билибина можно смело назвать главным сказочным иллюстратором. Более того, его непревзойдённая манера, переосмысляющая традиции народного искусства, сыграла важнейшую роль в становлении книжной графики.

Революция и эмиграция

Февральскую революцию Иван Билибин приветствовал. Он прекрасно понимал, что время Романовых истекло. А вот Октябрьская революция стала для него шоком. Поначалу он думал, что большевики пришли ненадолго и нарисовал карикатуру-плакат «О том как немцы большевика на Россию выпускали».

Понимая, что ему это могут припомнить, покинул Петроград. Зимой 1920 года становится эмигрантом. Вначале был Каир. Там Билибин работал над эскизами панно и фресок в византийском стиле для особняков богатых купцов. Параллельно изучал искусство Древнего Египта.

Затем Иван Яковлевич переехал в Париж. Здесь он готовит блистательные декорации к постановкам русских опер. В 1934-1935 годах создал декорации и костюмы для спектаклей Пражского Национального театра и Городского театра в Брно к «Сказке о царе Салтане» и «Сказанию о невидимом граде Китеже» Николая Римского-Корсакова. Тогда же его пригласили оформить балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе. 

В 1935 году Иван Билибин получил заказ на роспись в здании посольства СССР. Он создаёт монументально-патриотическое панно «Микула Селянинович».

Тоска по родине не оставляет мастера…

Решившись на возвращение, Иван Яковлевич написал письмо Сталину и получил гражданство СССР. Вот выдержки из письма Билибина с просьбой о возвращении и желанием стать полезным новой России: «Хотя я и живу уже десять лет во Франции, я не натурализовался, не будучи в состоянии ассимилироваться не с моим народом. Мы были бы счастливы, если бы Вы могли содействовать нашему возвращению на Родину. Ведь мы работники по своей специальности: всегда таковыми были и таковыми останемся до смерти».

В 1936 году на теплоходе «Ладога» художник с семьёй вернулся в Советский Союз и поселился в Ленинграде.

Билибин востребован в СССР

На родине Иван Билибин оказался чрезвычайно востребован. Все его таланты нашли себе применение. Он преподавал во Всероссийской Академии художеств. Параллельно сотрудничал с театрами: рисовал декорации для Театра оперы и балета им. Кирова и Театра драмы им. Пушкина. В 1937 году художник выпустил серию иллюстраций к роману Алексея Толстого «Пётр I», а спустя год — к «Песне про купца Калашникова» Михаила Лермонтова. Последняя его работа — серия иллюстраций к киевским былинам.

В сентябре 1941 года должна была открыться персональная выставка Ивана Билибина. Но началась Великая Отечественная война.

В начале блокады Ленинграда ему с семьёй предложили покинуть город. Однако он категорически отказался, сказав: «Из осаждённой крепости не бегут — её защищают». И в этой фразе весь Билибин. Да и как иначе мог поступить человек, который в Париже в ответ на предложение издателя сменить своё русское имя, гордо сказал: за него, как за знамя, сражаются и умирают.

Просто художник

Иван Билибин был художником, оставившим после себя около двухсот великолепных работ.  Они по сей день с гордостью выставляются в лучших отечественных и зарубежных галереях. Его рисунки есть в Третьяковской галерее, Русском музее и др.

Произведения Билибина были популярны в Советском Союзе. Впрочем, он и сегодня считается лучшим иллюстратором русских народных сказок.  

Портрет Ивана Билибина работы Бориса Кустодиева
Иллюстрации к сказке о Золотом петушке
Иллюстрации к сказке о Золотом петушке
Иллюстрации к сказке о Золотом петушке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При подготовке публикации использовались следующие материалы:

Билибин Иван Яковлевич // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
Кузина Е. Е. Патриотизм, воплощённый в красоте // Культура и время: общественно-научный и художественный журнал. — 2012. — № 1 (43).
Серков А. Русское масонство. 1731—2000 гг. // Энциклопедический словарь. — Российская политическая энциклопедия, 2001. — 1224 с. — 3 000 экз. — ISBN 5-8243-0240-5
«Сказочный уголок Ивана Билибина». Санкт-Петербургские ведомости, 21 января 2016 г.
Голынец Г. В. И. Я. Билибин. — М.: Изобразительное искусство. 1972. Семёнов О. С. Иван Билибин. — М.: Детская литература, 1986. — 88 с.
Голынец Г. В. Иван Билибин. — Л.: Аврора, 1988.

 

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Опавшие листья Исаака Бродского