Пейзажи Василия Поленова современники называли тургеневскими

бабушкин сад

Современники называли пейзажи Василия Поленова, написанные им в конце 1870-х годов, «тургеневскими». В картине «Бабушкин сад» как нельзя лучше наблюдается это удивительное сходство с тургеневским описанием дворянских усадеб.

Картина «Бабушкин сад» была представлена художником на VII-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1879 году и получила массу восторженных откликов зрителей и прессы. В Третьяковскую галерею поступила в дар от Сергея Михайловича Третьякова, брата основателя коллекции.

На этом полотне художник нарисовал частицу уходящей эпохи. Нечто похожее наблюдалось позже на полотне Василия Максимова «Всё в прошлом», с той лишь разницей, что Поленов своей кистью сделал попытку изобразить смену поколений.

Пожилая женщина и усадьба олицетворяют старое, а молодая женщина – новое. В этом противопоставлении заключена главная идея картины. Глядя на них невольно понимаешь, что время неумолимо уходит, а вместе с ним уходят люди. Однако на смену всему уходящему всегда приходит что-то новое, и это вселяет надежду.

«Бабушкин сад»

Василий Поленов написал свою картину в 1878 году, когда переехал в столицу и поселился в районе Арбата. Сразу и не скажешь, что родилась она в Москве…

Барский дом с белыми колоннами и мезонином, старинный сад с липовой аллеей… Именно так описывал дворянскую усадьбу писатель Иван Тургенев, а Василий Поленов это великолепно проиллюстрировал. Надо отметить, что сходство не только внешнее. Оно основывалось на общих чертах их творчества. Оба гения смогли обнаружить «поэзию ежедневной жизни» в повседневности и внимание к «малейшей струе в море души» человека.

Итак, на картине «Бабушкин сад» Василий Поленов изобразил дом в усадьбе Николая Баумгартена, расположенный на углу Трубниковского и Дурновского переулков. Этот дом выходил торцом во двор, изображённый художником в его знаменитом «Московском дворике». Художник с поразительной точностью сумел передать классические формы типичного для того времени московского особняка.

Костюмы двух женщин довольно верно передают эпоху, которой они принадлежат. На старушке, идущей по дорожке роскошного, но запущенного сада, надет тёмно-коричневый салоп и белый нарядный чепец XVIII века… Пожилая женщина вышла подышать воздухом из затхлых покоев старого дома, в котором прошла вся её жизнь.

Воображение рисует сцену, как она с немалым трудом спустилась по стёртым мраморным ступеням лестницы и теперь идёт, опираясь на руку сопровождающей её девушки, одетой уже по моде 70-х годов XIX века.

В своих воспоминаниях живший в этом доме князь Григорий Львов писал: «Наш дом Юрьевой, потом Баумгартен, увековечен Поленовым… в его картине «Бабушкин сад». Старушка – это Юрьева, а ведёт её под руку замужняя дочь её Баумгартен…».

Зачинатель «пейзажа настроения»

Сегодня специалисты Государственной Третьяковской галереи называют Василия Поленова одним из зачинателей «пейзажа настроения» — направления, которое впоследствии стали развивать его ученики Исаак Левитан и Константин Коровин.

Как известно, после переезда в июне 1877 года из Санкт-Петербурга в Москву молодой художник Поленов снимал квартиру в центре первопрестольной, недалеко от старого Арбата, близ Храма Спаса Преображения, на углу Трубниковского и Дурновского переулков. 

После опустошительного пожара 1812 года Москва застраивалась дворянскими особняками в стиле классицизма. Благодаря лепным украшениям, портикам с колоннами и фронтоном, штукатуркой под каменную кладку они смотрелись очень представительно. Таков в те времена был весь центр города.

Правда, этого не заметно на картине. Усадьба, изображённая на ней, выглядит сильно обветшалой. И настроение, что вполне понятно, при взгляде на полотно, делается несколько задумчивым, если не сказать грустным. Зато в «Московском дворике» всё залито солнцем и настроение не подъёме!

Неудивительно, что эти два полотна сразу обратили на себя внимание критиков. Новаторские особенности живописи Василия Поленова сразу были отмечены в газете «Московские ведомости». «Такие картины рассчитаны на то, чтобы дать вам прежде всего «настроение», и составляют в живописи приблизительно то же самое, что в поэзии составляет элегия», — писали в ней.

А вот что написал после посещения Передвижных выставок будущий художник-пейзажист и известный коллекционер Илья Остроухов: «Одним из неожиданно больших праздников было появление на них первых интимных пейзажей Поленова в самом конце семидесятых годов. Меня поразило исключительно: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд», «У мельницы», «Серый день», и ряд других «тургеневских» интимных мотивов явились мне неожиданно, ново, свежо, проникнуто правдой, тонким музыкальным лиризмом и изящной техникой».

При подготовке публикации использовались следующие материалы:

Сайты: Моя Третьяковка и Василий Поленов
Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств; 
Копшицер М. И. Поленов. Серия ЖЗЛ. — М.: Молодая гвардия.

 

бабушкин сад

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» —