Работы Александра Древина попали в Третьяковскую галерею с даром Костаки

александра древина

В Третьяковской галерее хранится несколько работ художника Александра Древина. В музейное собрание они попали вместе с даром коллекционера Георгия Костаки, который тот преподнёс советскому государству в 1977 году.  

В архивах сохранилось письмо, отправленное коллекционером в октябре 1976 на имя министра культуры Николая Демичева. В нём говорится о передаче большей части коллекции во владение государству. Особо акцентировалось, что все произведения передаются в Государственную Третьяковскую галерею в Москве, и лишь «Пейзаж с амфитеатром» Георгия Якулова передаётся в собрание Государственной картинной галереи Армении в Ереване. Было обозначено ещё одно условие: часть коллекции должна быть выставлена в постоянной экспозиции советского искусства с указанием на дар Георгия Костаки.

В документе, в частности, можно прочесть: «В настоящее время у меня созрело желание принести в дар государству результат моего многолетнего труда — уникальное собрание русского и советского искусства XX века. Среди передаваемых произведений есть работы, обладающие высокой эстетической и экономической ценностью, очень важные для развития художественной культуры эпохи, как то: «Портрет Матюшина» К. Малевича, «Красная площадь» В. Кандинского, рельеф В. Татлина, «Проун» Эль Лисицкого, пейзаж А. Явленского, рельеф и живописные композиции Л. Поповой, картины М. Шагала, Н. Удальцовой, А. Древина, А. Экстер, Г. Якулова, М. Ларионова, Н. Гончаровой, А. Родченко, П. Филонова, О. Розановой, И. Клюна /»Пробегающий пейзаж»/, И. Пуни, <…> ряд проектов агитационного искусства революционных лет Л. Поповой, И. Кудряшова, Г. Клуциса, <…> картины А. Волкова, С. Никритина, М. Плаксина, К. Редько, <…> живописные полотна Сержа Полякова».

Дар Костаки приняли

Руководители трёх отделов ЦК КПСС составили проект решения о передаче государству дара Костаки, который был рассмотрен 1 марта 1977 года на заседании Секретариата центрального комитета партии.  Точкой в этом деле стал приказ Министерства культуры СССР от 14 марта того же года о создании комиссии о приёме коллекции на постоянное хранение в Государственную Третьяковскую галерею.

Через два дня коллекционер получил письмо от замминистра культуры Владимира Попова. В нём сообщалось, что все условия приняты. Заканчивалось послание словами: «Министерство культуры СССР выражает Вам искреннюю благодарность в связи с Вашим благородным поступком».

Так в собрании Третьяковки оказались картины художников-авангардистов, среди которых работы Александра Древина, в том числе «Две купальщицы».

Первые этюды

Будущий художник, настоящая фамилия которого Древиньш, родился в семье слесаря. Его раннее детство прошло в небольшом латышском городке Вендене. В 1895 г. семья переехала в Ригу, где отец «в поисках лучшего заработка» поступил на одну из местных фабрик. Позже Древин напишет в своей биографии: «Переезд из «Лифляндской Швейцарии» с глубокими оврагами и живописной долиной реки Гауя в рабочие кварталы рижской окраины, совершенно лишенные растительности, «вместо которой всюду чернеют шлаковые пустыри и глухие стены заводов… запечатлелся во мне навсегда».

К девятнадцати годам он «не знал ничего о живописи и не видел ни одной картины». Знакомством с искусством Древин обязан одному из товарищей по мореходной школе при Магнусгофском училище дальнего плавания. Он увлёкся живописью и попробовал писать этюды.

В итоге, в 1908 году Александр Древин поступил в Рижскую городскую художественную школу, где учился у Вильгельма Пурвитиса. Через несколько лет он уже участвовал во II-й выставке латышских художников в Риге. И это был первый успех! Одну из его импрессионистских работ приобретает Рижский художественный музей.

В Москве

Вскоре началась Первая мировая война, Древин переезжает в Москву. В сентябре 1915 года он участвует в выставке латышских художников в пользу беженцев, которая была организована в Петрограде в галерее Надежды Евсеевны Добычиной. В том же году становится членом общества «Бубновый валет».

В течение двух лет художник работает над серией картин, объединённых темой «Беженки», где впервые проявляется его творческая индивидуальность.

Весной 1916 г. он участвует в выставке латышских художников в московской галерее Лемерсье. Несмотря на членство в «Бубновом валете», по собственному признанию Александра Древина, до 1917 г. он «не был знаком с русскими художниками, целиком воспитываясь на собрании Щукина».

После революции

Можно смело сказать, что после Великой Октябрьской революции фортуна поворачивается к нему лицом. Древин тесно сближается с художниками, а 9-й латышский стрелковый полк выдвинул его на общественную работу в Национальный латышский комиссариат…

Кроме того, Александр Древин принимает участие в выставке в Кремле, устроенной стрелками, где выставляет примитивы и беспредметные работы. Владимир Татлин приглашает его в Отдел изобразительных искусств. Параллельно Древин руководит Музеем живописной культуры, вступает в Ассоциацию крайних новаторов живописи и входит в состав объединения латышских художников «Группа экспрессионистов». Его работы экспонируются на ретроспективной выставке объединения в Риге…

Вскоре Александра Древина приглашают на работу в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). Он руководил мастерскими вплоть до закрытия.

Жизнь улыбается

Важную роль в личной и творческой судьбе Александра Древина сыграла встреча с талантливым живописцем Надеждой Удальцовой, которая стала его женой.

Трудно сказать, что в большей степени подействовало на художника, только в начале 1920-х годов он возвращается к натурной живописи. Древин создает цикл автопортретов, пишет портрет жены, много работает над пейзажами в Подмосковье. 

В это время живописец довольно востребован. В 1922-1923 гг. его произведения экспонируются на I-й выставке русского искусства в Берлине, Амстердаме. Часть работ закупили для зарубежных музеев, в том числе для общества «Socit Anonyme», чья коллекция в 1941 г. вошла в собрание Художественной галереи Йельского университета.

Вторую половину 1920-х и начало 1930-х годов можно смело назвать вершиной творчества Древина. Вместе с женой он много ездит по стране. Они побывали на Урале и Алтае, в Восточном Казахстане и Армении. Его пейзажи «становятся всё более панорамными, в них больше неба, далей, они написаны мощно, красочный слой ложится плотной корпусной массой», со знанием дела говорят критики.

Мастерство художника выросло. Работы уральского цикла вместе с работами Надежды Удальцовой экспонировались на их персональной выставке в Русском музее, состоявшейся в 1928 году.

Именно в те годы он написал картину «Две купальщицы», которую много лет спустя Третьяковке подарит греческий коллекционер. Две несколько бесформенные и далеко не худенькие дамы плещутся в воде обнажёнными. 

Работы Древина надо видеть вживую, ни одно фото, копия или репродукция не передают подлинные цвета и фактуру мазка. И если на копии это может выглядеть наброском, то в подлиннике это уже настоящая жизнь, которая бьёт ключом. Купальщицы смеются, брызгают водой, они счастливы, что могут освежится в жаркий полдень…

Начало конца

Однако ничто не вечно под луной. Так произошло и в случае с Древиным. Вначале закрылся ВХУТЕМАС, затем стали были распущены все художественные общества и объединения. В искусстве начинают господствовать принципы социалистического реализма, и тем, кто не хотел их разделять, а Александр Древин оказался в этом числе, пришлось довольно трудно.

Уже в 1933 году его картины сняли с экспозиции московской выставки «Художники РСФСР за XV лет», затем выходит статья «Формализм в живописи» с резкими нападками на творчество Древина.

В марте 1936-го после публикаций в газете «Правда» статей «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь» состоялось заседание Московского областного союза советских художников, посвящённое борьбе с «формализмом» и «натурализмом». Одним из главных предметов критики коллег стали работы Александра Древина, которого обвиняли во всех смертных грехах. Это стало началом конца мастера.

Арест и гибель

Во второй половине 1930-х, когда творчество Древина стало подвергаться особо острым нападкам, жить ему стало практически не на что. Заказов не поступало, картины не покупались, работы не было. Хорошо ещё, что латышское культурно-просветительное общество «Прометей», активно занимавшееся предпринимательской и кооперативной деятельностью, заключило с ним несколько договоров, тем самым оказав материальную поддержку. Но время показало, что лучше бы оно не помогало. Ибо именно эта организация и стала причиной зачисления Древина во «враги народа».

После закрытия «Прометея» многие его члены и все, кто с ним был связан, подверглись репрессиям, в том числе и Древин. Его арестовали 17 января 1938 года и заключили в Таганскую тюрьму. Художника обвинили в принадлежности к фашистской националистической организации латышей, возникшей в обществе «Прометей», куда он якобы был завербован.

Сказать, насколько это соответствовало действительности, сказать сложно. Тем более, художник сам признавал, что по заданиям этой организации выполнял художественную работу с контрреволюционными искажениями. В этом списке были картины «Парашютист», «Косули», «Безработный в Риге», «Девочка в колхозе» и «Колхозный пейзаж»…

Расследование шло недолго. Александр Древин, которому на тот момент исполнилось 49 лет, был приговорён к высшей мере наказания «за контрреволюционную деятельность». Приговор был приведён в исполнение 26 февраля 1938 года на Бутовском полигоне.

О расстреле супруга Надежда Удальцова, которой удалось спасти от конфискации его работы, выдав их за свои, не знала до 1956 года. Она думала, что муж находится в лагерях. В 1957 году Александр Давыдович Древин был реабилитирован на основании «отсутствия состава преступления». Обвинения были сняты также и с остальных товарищей Древина из объедения «Прометей».

Судьба творческого наследия

Впервые после длительного перерыва произведения Древина были показаны в Риге в 1959 г. на выставке работ художников — красных латышских стрелков. В 1971 г. работы Древина были представлены в Москве, на выставке «Старейшие советские художники о Средней Азии и Кавказе» в Государственном музее народов Востока.

В 1977 г. картины Александра Древина экспонировались на выставке из собрания Георгия Костаки в Дюссельдорфе. А  90-летие художника было отмечено персональной выставкой в Русском музее в Ленинграде. В 1980-е произведения Древина демонстрировались в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, на выставках в Кёльне, Токио, Будапеште, Вене, Хельсинки и снова в Москве.

В 2003 году в Третьяковской галерее прошла большая персональная выставка Древина, где было показано около 80 его картин. Экспонировали работы из коллекций Третьяковской галереи, Государственного художественного музея Латвии, Русского музея, музеев Тулы, Новосибирска, Орла, Ульяновска, Барнаула, из собрания семьи художника.

О том, что имя этого творца возвратилось к зрителю и тот имеет к нему интерес, как ни печально, свидетельствует и такой факт: в 2010 году, после смерти его невестки, искусствоведа Вероники Стародубовой пропала значительная часть произведений. Через два года две картины — «Охотник» и «Пейзаж с белым домом» — были обнаружены на антикварном рынке Москвы. Позднее сотрудники ФСБ нашли и изъяли на квартире посредника ещё четыре картины. Остальные работы не найдены до сих пор. Однако известно, что за границу их не вывозили…



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При подготовки публикации использовались материалы:

А.Д. Древин. 1889—1938. К 90-летию со дня рождения. — М.: Советский художник, 1979;
Ракитин В.И. Александр Древин // Советская живопись 76—77 / Сост. О. Р. Никулина. — сборник статей. — М.: Советский художник, 1979;.
Художники группы «Тринадцать». — М.: Советский художник, 1986;
Древин А. Д. Автобиография (1933, в сокращении) // Александр Древин. Надежда Удальцова;
Стародубова В.В. Александр Древин (1889—1938). — М.: Галарт, RA, 2005

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи»: Василия Сурикова знают по историческим полотнам, а он любил акварель