Осенний день в Сокольниках художник Левитан написал в девятнадцать лет
«Осенний день. Сокольники». Эту известную, пропитанную грустью картину русский живописец Исаак Ильич Левитан написал в 1879 году когда ему было всего 19 лет. В данный момент шедевр находится в Государственной Третьяковской галерее, где каждый может ещё раз детально рассмотреть полотно, наслаждаясь красотой осеннего леса.
«Осенний день. Сокольники»— один из немногих пейзажей Левитана, на которых присутствует фигура человека. Мало кто знает, что фигура прогуливающейся по парку женщины была написана не самим художником, а его другом по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества Николаем Павловичем Чеховым — братом известного писателя Антона Чехова. Возможно, ощутив одиночество друга, Николай Чехов решил усилить впечатление, включив в пейзаж человеческий образ.
Маленькая женская фигурка в тёмном платье идёт по пустынной аллее парка. На фоне неба и сосен незнакомка кажется невероятно одинокой. При этом вся природа написана динамично, в движении. Дорожка убегает вдаль, рассекая изображение на неровные половины… Жёлтые листья, сметённые к краям дорожки, вот-вот зашуршат под шагами. И над всем этим поэтическим пейзажем плывут облака, серые и хмурые, создавая ощущение сырого пасмурного дня.
Естественно, центральным элементом картины является героиня. Однако её присутствие не отнимает у природы главную роль. Более того, именно она придает картине определённое настроение.
Одна из самых поэтичных картин
Работа была создана не в самый лучший период жизни мастера. После указа, запрещавшего пребывание евреев в Москве, студент Исаак Левитан был выселен в Салтыковку. Лето в Салтыковке он вспоминал потом как самое трудное в своей жизни. Стояла тяжелая жара. Почти каждый день небо обкладывали грозы, ворчал гром, шумел от ветра сухой бурьян под окнами, но не выпадало ни капли дождя. Особенно томительны были сумерки.
Неудивительно, что Левитан стал писать такие ностальгические, печальные пейзажи. К слову, к написанию природы он пришел благодаря художнику Алексею Саврасову, который переманил его в свой натурный класс от Василия Перова. Под его руководством Левитан полностью перевоплотился. Он стал тонким лириком. Именно этого от него требовал Саврасов: «…пишите, изучайте, но главное – чувствуйте!» И молодой Исаак изучал…и чувствовал, разумеется.
В 1879 году появляется его замечательная картина, запечатлевшая парк Сокольники в один из хмурых осенних дней. На девятнадцатилетнего студента сразу же обратила внимание публика. И самое главное, среди ценителей оказался купец и меценат Павел Третьяков. Его острый глаз не пропускал ни одного значимого произведения. Особенно, когда в нём читалась не только техника, но и поэзия цвета, сюжет, правдивость, душа. «Осенний день. Сокольники» отвечал всем этим параметрам. Неудивительно, что Третьяков купил работу прямо с ученической выставки, чем сразу привлёк пристальное внимание общества к её автору.
Эта проникновенная работа стала свидетельством усвоения Левитаном поэтических традиций и достижений русского и европейского пейзажа и своеобразия его лирического дара. Похожие изображения узкой аллеи, усыпанной осенними листьями, встречаются в творчестве Федора Васильева и Алексея Саврасова. На полотнах Поленова «Бабушкин сад» и «Заросший пруд» также можно увидеть одинокую женскую фигурку. Однако левитановская картина «Осенний день. Сокольники» особенная. Скажем так, она одна из самых поэтичных.
Ранее по теме: «Утро стрелецкой казни Сурикова публика высоко оценила на первой же выставке«
Наталья Швец
Фото: открытые источники