Главной темой в творчестве художника Аполлинария Васнецова была старая Москва. Над ней он работал с 1890-х годов до последних дней жизни. Особое место в посвящённой столице галерее занимает картина «Гонцы. Ранним утром в Кремле».
Это значимое произведение Аполлинарий Васнецов написал в 1913 году. В экспозиции Третьяковской галереи оно появилось в 1961-м.
Эту картину он задумывал как часть живописного цикла о Смутном времени, над которым работал в 1910-е годы. И художнику удалось невероятное: он словно создал машину времени и перенёс нас в прошлое. Васнецов дал зрителям возможность увидеть, какой была старая Москва.
Интерес к русской истории, облику города и быту прошлого у Аполлинария Васнецова возник ещё в 1890-е годы. Работа над такой темой потребовала серьёзных научных изысканий. В итоге он стал прекрасным знатоком прошлого Москвы, что помогало ему передавать живые образы. Аполлинарий Михайлович просто любил свой город. Он занимался археологическими изысканиями, обладал профессиональным чутьём и тщательно подходил к сбору информации.
«Гонцы. Ранним утром в Кремле»
Цикл произведений, созданных Аполлинарием Васнецовым, можно поделить на две группы. В одной — большие живописные полотна, к другой относятся многочисленные графические произведения. Картина «Гонцы. Ранним утром в Кремле», о которой пойдёт речь, относится в первой.
Её сюжет связан с событием накануне польско-литовского нашествия на Москву. Предрассветный час. В центре композиции гонцы, стремительно несущиеся вперёд по широкой деревянной мостовой. Это воин и монах. От громкого топота копыт взметнулись вверх птицы. Приглушённые тона, стаи тёмных птиц над городом и зловещая тишина… Картина наполнена тревожностью.
Смысл произведения состоит в передаче предчувствия грозных событий, но не только. Внимание художника сосредоточено на нюансах древней архитектуры, которую Васнецов знал в совершенстве. Реконструируя утраченную архитектурную среду, Васнецов умело передаёт красоту декоративного узорочья древних построек. Но это для него не самоцель. Через убедительно представленные детали он идёт к эмоциональной образности показа прошлого.
Изображённый на картине период относится к междоусобице. Русь обессилена феодальной враждой, самозванцами и иноземными захватчиками. Но незыблемо стоит Московский Кремль как оплот и залог победы над недругами.
Старая Москвы
В работе «Гонцы. Ранним утром в Кремле» Васнецов выбрал любимое сочетание красок: мягкие тёплые оттенки красного и охристого цветов красиво гармонируют с холодными изумрудными пятнами ворот причудливого дома в глубине композиции, лёгкой голубизной снега и неба. Слева расположились подробно выписанные каменные палаты со множеством окошек, башенок и переходов. На угловом столбе каменных ворот красуется причудливый зверь.
Любовь живописца к архитектуре заметна в резьбе, росписи, ажурных навершиях труб и деревянных фигурках лучников на столбах ворот. В правой части полотна Васнецов поместил приземистую неказистую избушку. Она соседствует с расписным теремом, в котором явно живёт боярин. Об этом свидетельствуют дорогие слюдяные окошки, высокая лестница, львы на столбах.
На дальнем плане картины изображена кремлёвская стена с деревянной галереей, рядом высится грозная гранёная башня. Кажется, эта композиция немного театральна и даже несколько декоративна. Но это настоящая старая Москва!
Известность
Вообще в творчестве мастера старая Москва занимается очень много места. Из-под его кисти вышел большой цикл акварельных пейзажей и масляной живописи, посвящённых историческому облику города. Эти картины принесли Васнецову известность не только художника, но и историка, археолога, исследователя народной жизни.
Следует сказать, что красота и поэтичность древней столицы, события, связанные с ней, неоднократно находили отражение в русской живописи. Эту тему активно использовали Василий Суриков, Андрей Рябушкин, Сергей Иванов, Михаил Нестеров, Николай Рерих. Они проявляли интерес к русской старине, народной жизни, быту и фольклору, умело соединяя на полотне исторические, легендарные и жанровые начала. Только они обычно сосредотачивали внимание на больших исторических событиях или бытовых сценах. А Аполлинария Васнецова особенно привлекала древняя архитектура и загадочная жизнь старины.
Но как бы там ни было, творчество Васнецова развивалось в русле этой темы. Он стал одним из организаторов и руководителей Союза русских художников. Много лет спустя уже немолодой Васнецов напишет большую картину «Красная площадь во второй половине XVII века». Это праздничный образ столицы в яркий солнечный день. Он выражает патриотические настроения и надежды.
Аполлинарий Васнецов
Аполлинарий Михайлович Васнецов — младший брат художника Виктора Васнецова. Является русским художником, мастером исторической живописи, искусствоведом.
Родился 25 июля (6 августа) 1856 года в селе Рябово под Вяткой. В 1900 году стал академиком петербургской Академии художеств. В 1901–1918 годах руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Член литературно-художественного кружка «Молодая среда». С 1918 году возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в центральной части города.
В 1931 году единственный из художников публично выступил против сноса храма Христа Спасителя, написав письмо в газету «Известия». Умер в Москве 23 января 1933 года в возрасте 76 лет. Похоронен на Введенском кладбище. В столице открыта мемориальная квартира-музей Аполлинария Васнецова.
При подготовке публикации использовались следующие материалы:
Васнецов А. М. Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи. — М.: И. Кнебель, 1908.
Облик старой Москвы // Грабарь И. [и др.]. История русского искусства. Т. 2. — М.,
Происхождение красоты // журнал «Вопросы теории и психологии творчества», т. VIII. — Харьков, 1923.
Ан. Ш. Васнецов Аполлинарий Михайлович. Театр и его история.
Наталья Швец
Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Имя Павла Брюллова затерялось среди имён прославленных родственников