«Рабкор» Перельмана пользовался у современников популярностью

рабкор
Виктор Перельман. «Рабкор». 1925 г.

Картина Виктора Перельмана «Рабкор», на которой молодой рабочий корреспондент, журналист на общественных началах, представлен в своей будничной обстановке, пользовалась у современников популярностью. На полотне, созданном в 1925 году, Перельман стремился отразить социальный статус модели. Ради этого он поместил на холст очень много деталей: стенгазету, лист «Правды» с сообщением о смерти Ленина в траурной рамке, подшивку «Рабочей газеты» и однотомник Демьяна Бедного…

Всё это вместе взятое помогает почувствовать зрителю атмосферу того времени. Более того, позволяет не только увидеть производственную среду корреспондента-общественника, но и открывает мир его взглядов, как бы «материализуя в вещах этапы биографии героя».

Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.

АХРР

В 1924 Ассоциация художников революционной России (АХРР) стала заниматься издательской деятельностью. Её работу возглавил выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, один из учредителей АХРР Виктор Николаевич Перельман.

Ассоциация издавала агитационные открытки и репродукции картин, пропагандировавшие социалистический идеал жизни и рассчитанные на массового малообразованного потребителя. Так что нет ничего удивительного в том, что художнику захотелось создать понятный этим зрителям портрет и показать труд рядового журналиста.

К слову, 1925 год, когда создавалась картина «Рабкор», ознаменован началом подъёма знаменитого движения рабочих и сельских корреспондентов, помощников, активных авторов советской печати. Без их оперативных сообщений с просторов молодого государства история индустриализации, коллективизации и культурной революции была бы неполной.

Рабкоровцы

Одним из самых известных изданий советского периода, в котором активно использовался труд рабочих корреспондентов (рабкоровцев), можно назвать газету «Правда».

Именно в ней информация для публикаций черпалась из писем рабочих и крестьян, которые стекались в редакцию со всех концов страны. Интересный факт — в день второй годовщины своего издания «Правда» сообщала, что только за один год на её страницах напечатаны 11 124 рабочие заметки и корреспонденции, в среднем по 41 в каждом номере. Так начиналось творческое движение масс.

Так что созданное Перельманом небольшое художественное полотно — лишь частица масштабного рабкоровского потока, рождённого читательской активностью газеты «Правды».

На первом совещании рабочих корреспондентов, состоявшемся 16 ноября 1923 года в газете «Правда», присутствовало всего 42 представителя наиболее крупных организаций. Однако собравшиеся в редакции рабкоровцы чётко определили свои задачи:

а) рабкор есть самостоятельный голос самой рабочей массы на предприятии (трудовой её части), проверяемый всей рабочей массой;
б) рабкор не только освещает жизнь предприятия и связывает газету с массой, но он есть и активный организатор общественной жизни и контроля на своем предприятии.

Перельман

Виктор Николаевич Перельман — советский художник и администратор, автор работ по теории и практике изобразительного искусства. Писал портреты и жанровые картины. Значительное место в творчестве Перельмана занимала индустриальная тема. Входил в «Профсоюз художников-живописцев» (1918), «Общество художников московской школы». В 1927 году организовал ОХС («Объединение художников самоучек»). Был инициатором создания в 1930 году Федерации объединения советских художников. Один из организаторов и руководителей Московского Союза советских художников.

С 1923 года участник основных, стационарных и передвижных выставок в СССР и ряда заграничных, в том числе: «Художники РСФСР за 15 лет», Венецианской биеннале. Участник выставок к пятилетию, десятилетию и пятнадцатилетию РККА. Произведения Перельмана представлены в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, Центральном музее вооруженных сил РФ, Музее современной истории России, многих региональных музеях.

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи»Картина «Транспорт налаживается» вошла в золотой фонд советского искусства