Красота природы весной на пейзаже Василия Максимова

красота природы

На календаре март, и за окном пока островки тающего снега, грязные лужи и голые ветки деревьев… В ожидании тепла и зелени, мы с особым удовольствием разглядываем весенние натюрморты и пейзажи. Давайте приглядимся к картине Василия Максимова «Сад при доме Третьяковых». Вот где изображена возродившаяся после зимы красота природы — усыпанное белоснежными цветами дерево в обрамлении яркой зелени других растений.

На небольшом полотне, которое можно увидеть в Третьяковской галерее, художник с присущей его кисти тонкостью выписал каждый листок на цветущем деревце, каждую травинку… Смотришь, на картину и чувствуешь тепло солнечного денёчка, весенний аромат зелени. Максимов не жалеет изумрудной краски, изображая сад Третьяковых с цветущей яблонькой.

Красота природы

Надо отдать должное Василию Максимову, он владел даром видеть красоту природы. Его письма к родным и знакомым, включая те, что писал во время поездок по Волге в первой половине 1880-х годов, полны описаний местных красот.

К примеру, в 1882 году он писал Вере Николаевне Третьяковой: «Не могу умолчать о здешних красивых берегах с прелестными оврагами, заросшими густой растительностью… А когда сверху смотришь на Волгу, она, красавица, на десяток верст тянется широкой извилистой лентой среди необозримых равнин левой, луговой стороны».

Однако художник, как ни странно, довольно редко писал пейзажи. В собрании Третьяковской галереи можно увидеть две небольшие картины Максимова, написанные в этом, непривычном для него, жанре. Это «Двор дома Третьяковых» и «Сад при доме Третьяковых». Обе они были написаны в 1877 году у дома Третьяковых в Толмачах и подарены Вере Николаевне. На этюде, изображающем расцветшую яблоню с копной белых пушистых соцветий, есть трогательная приписка мастера: «Только ради сюжета позволяю себе оставить Вам, добрая Вера Никол<аевна> и в ожидании лучшего. От преданного В. Максимова 1887. 1 июня 8».

Дружба

Художника Максимова и мецената Третьякова связывала крепкая дружба. Более того, в моменты тяжёлой нужды, которая часто посещала семью Максимова, художник не раз обращался к Третьякову за помощью. «Пожалуйста, Павел Михайлович, успокойте раба Божья Василия», – шутливо заканчивал живописец своё письмо с просьбой.

Павел Михайлович помогал ему деньгами и при этом всегда отправку финансов сопровождал поклоном от себя и всей своей семьи. Василий Николаевич в свою очередь старался не оставаться в долгу и лучшие полотна продавал другу и покровителю со значительной скидкой.

Когда Третьяков 1892 году принял решение передать всё своё собрание картин в дар Москве, Максимов писал ему: «Многоуважаемый Павел Михайлович! Нам, русским, можно гордиться, что ещё ни в одной земле не было такого беспримерного по бескорыстной любви к просвещению человека, как Вы, наш художественный подвижник. Отныне не рассосётся собранная Вами галерея, но сохранится навсегда в целости этот исторический памятник творчества многих поколений русских художников, собранный с многосторонним знанием жизни, доступным редким людям».

В коллекции Государственной Третьяковской галерее хранится несколько полотен Максимова и все они вызывают восхищение.

красота природы
В. Максимов. Сад при доме Третьяковых. 1877. ГТГ

 

 

 

 

 

 

 

 

При подготовке материала использовались следующие источники:

Максимов Василий Максимович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.

Василий Максимов на сайте Государственной Третьяковской галереи

Сомов А. И. Максимов, Василий Максимович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

 

 

 

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» —
Константин Маковский часто писал своего сына